ТРИ НЕОБХОДИМЫХ ПРОСТРАНСТВА

Внутреннее пространство

Представьте, что внутри себя вы строите храм. Собственно, основным элементом такого строительства является различение личностного, преходящего, наносного извне, - и сокровенного, вечного, идущего из глубины, от вашей души. Эти элементы в нашей жизни перепутаны, смешаны, что, согласно йоге, составляет авидью - неведение, невидение.

Работа различения отягчается древней тенденцией преходящих элементов смешиваться с чистым и непорочным. Здесь есть и естественный момент закона искупления низшего высшим, и лукавое злоупотребление силой высшего для низших целей. Если удаётся соразмерно направлять своё внимание на постройку храма, то работа продвигается. Если внимания недостаточно, то здание ветшает, рассыпается, и приходится начинать заново. Попытки форсировать строительство обычно нарушают баланс окружающего пространства, что приводит к резкому притоку отягчающих низших элементов и жизнь вас выравнивает.

Большим успехом следует считать достижение некоего стабильного уровня, когда вы не мешаете в кучу дела преходящие и внутреннее пространство. Это означает, что внешнее и внутреннее договорились между собой, их отношения обрели более-менее цивилизованный характер. Взаимодействие их может быть весьма интенсивным, а может быть и слабым, вернее опосредованным или отложенным. Человек, преимущественно живущей активной внешней жизнью, неизбежно попадёт в период глубокого осмысления пережитого, а творческий интраверт, порождающий причины и возможности для последующего внешнего проявления, когда-нибудь увидит свои проекты реализованными.

Поднимем планку. Нас интересует вечное, а не преходящие мысли о преходящем. Умение оберегать свой внутренний храм - пусть малый - даёт шанс к дальнейшему продвижению. Если вы костерите себя за грехи своей низшей части, это никак не относится к строительству храма, просто упомянутый процесс самокритики отводит ваше внимание от вечного. В чем сущностная распространённая ошибка? В том, что человек, согрешив, впредь запрещает себе быть душой, говоря, что он недостоин.

Этап самокритики - довольно продвинутая ступень. Человек перестает искать стрелочников и переводит стрелки на себя. Это очень и очень правильно. Но если не разделять мечом Манджушри (так в буддизме называется искусство различения) плевел от зерен, имеем творческий процесс гниения, свойственный интеллигенции, то, что в народе называют самоедством, а в более возвышенных сферах - напрасным самоуничижением.

Типичной ошибкой можно полагать переход к обучению других строительству внутреннего храма. Внутреннее пространство (в своей высшей части) - святая святых каждого, и подлинный гуру скорее всего ничего не скажет вам по поводу устройства вашего храма, хотя охотно поможет организовать (если вы об этом попросите) процесс его очистки и подвоза качественного материала. Храм в любом случае строится самим процессом эволюции. Вы можете этот процесс только ускорить или замедлить.

Групповое пространство

Рассмотрим взаимодействие двух или более людей. Если вы отчасти прониклись необходимостью разделения (внутри себя) высшего и низшего, то ваши партнёры скорее всего (ведь мы не ждем подарков от жизни, не правда ли?) находятся в несчастливом неведении. Их храм может вполне походить на авгиевы конюшни, в которых еще не побывал Геракл. Поэтому ваша задача усложняется. Вам приходится взаимодействовать в нескольких направлениях - как высшее с высшим, как низшее с низшим, и перекрёстно. Если вы не будете справляться с разделением этих силовых потоков, то пучина хаоса вас будет захлёстывать раз за разом - каждый раз, когда вы попадаете в социум. Если вы будете зачеркивать человека за его низшее, или, напротив, переоценивать силу его (или своей) высшей части, то временная неудача неизбежна.

В этом нет ничего фатального. Задача сложна, но на практике поддаётся решению. Вообще проблема путаницы в трех соснах в обществе - чуть ли не самая главная. Скажите на милость, как можно воспитывать человека (не механизм, а свободного человека, который звучит гордо), если не предполагать в нем наличия медленно, но неуклонно выстраивающегося внутреннего храма - души? Такое воспитание сиюминутно и иллюзорно, и при нём подлинное вырастание людей происходит вопреки, а не благодаря ему. Чудо активных душ подлинных воспитателей (душой болеющих) и отзывчивых душ учеников (вот оно - правильное взаимодействие высших частей при грамотном учете низших потоков) преодолевает рутинное, концептуально ошибочно поле стандартного образования, демонстрируя, как и положено, законное доминирование высшего над низшим. Итак, кесарю кесарево, а божье - Богу. Это золотое правило группового подхода и правильных человеческих отношений.

В чем механизм обвала многочисленных групповых объединений во всех сферах жизни? Почему сначала так приятно бывать в новеньких, с иголочки магазинах, а через два месяца там также паршиво обыденно, как и "везде"? Потому что любое новое объединение неуклонно "финансируется" нашими высшими частями, возникает групповой объем нового дела, нового начинания. Затем люди быстренько подтаскивают непосильный (для этого новорождённого пространства) объем своих низших проблем, захламляют, не берегут храм (впрочем, не ведая, что творят), и начинаются обычные мелочные проблемы. Если с ними как-то справляются, тогда жизнь идет "помаленьку", а если нет - не идет никак. Таково возможное объяснение житейского правила "хотели как лучше, а получилось как всегда". И всё же люди снова и снова "сбиваются в стаи", и в этом надежда того, что однажды - хотя бы однажды! - получится.

Реально преодолеть динамику низших частей можно, лишь неуклонно наращивая присутствие души, высшей части коллектива. Это присутствие может выглядеть как всепоглощающий интерес, захваченность делом, и если это дело - прямое, не опосредованное выстраивание группового внутреннего пространства, то перед нами - лебединая песня Эпохи Водолея. Дело в том, что необходимость во внешней задаче для коллектива делает её зависимой от этого костыля и несамобытной. Поэтому, если удастся реально установить приоритет внутренней гармонии, которая эффективно накапливает силу и позволяет решать многочисленные внешние задачи, тогда групповой принцип, видимо, можно считать экстернализованным. Тогда рождается и успешно растёт "групповой организм".

Планетарное пространство, ноосфера.

Факт существования души человечества, его внутреннего храма, души каждой нации и их прямого действия становится очевидным из многочисленных актов жертвенного служения многих отдельных людей этим большим группам. Высшие части договариваются и становятся необоримо сильны, несмотря на все препятствия. Их влияние делает действенными высокие принципы чести, человечности, доброй воли, свободы, прав человека.

Неразличение высшей и низшей части человечества в целом, их неоправданное смешение (кесарево валят на Бога, а Богово просто не замечают) даёт основание говорить о том, что человечество погрязло в грехах и обречено. Да, низшая часть обречена - на искупление высшей частью. Для этого различающему элементу - человеку, что стоит между ними и является полем их битвы - и нужно позволить нарастать душевному присутствию на всех трех уровнях: индивидуальном, групповом и планетарном. Правило "сначала внутреннее, а внешнее как получится" может послужить для начала неплохим ориентиром. Попытка опереться сначала на внешние формы, а потом наполнить их внутренним ни к чему не приводит. Прежде всего "Богу должно поклоняться в Духе и Истине", а не в определённом установленном месте. Мировые религии потому и живут, что их Основатели вложили в них огромное (планетарных масштабов) внутреннее живое ядро, и вся внешняя атрибутика и суета хотя и подъели его изрядно, но убить не в состоянии.

Все три уровня храмового строительства протекают много веков одновременно. Но никогда риск уничтожения живого на планете не был так велик. Поэтому в наше время каждому мыслящему человеку - если он хочет помогать большему целому - нужно иметь в виду все три уровня одновременно. Самым неуспешным на сегодняшний день является групповой уровень и на него необходимо вновь и вновь направлять свое малое внимание каждому человеку доброй воли.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Назад

На страницу автора статьи Михаила Свечникова

Rambler's Top100
Hosted by uCoz