"Пространство есть Сущность".
Тайная Доктрина
Более старший (не обязательно по возрасту) в ситуации пространства несёт большую (хотя и не всю) ответственность за его сохранение или исчезновение. Функция родителей по отношению к ребёнку - в первую очередь создавать благоприятное пространство для проявления ребёнка, а не нашпиговывать это пространство своими более плотными порождениями (нравоучениями, одёргиваниями, кормёжками и пр.). Живое, продвинутое пространство общения людей, которые берегут свои отношения (а вернее, их пространство), само себе помогает и само о себе заботится, подавая для своих участников вполне ощутимые сигналы. Таковым же является и пространство текста. Его смысловая плотность должна быть оптимальна. Полная разжёванность смыслов, или тенденция к этому, убивает жизнь пространства (или объёмность) текста. Если читателю - партнеру автора - нечего додумывать, или же он подавлен величием разворачиваемой картины, тогда некуда войти высокому состоянию понимания и сотворчества.
Зададимся вопросом - отчего возможна столь напряжённая и главное, столь эффективная деятельность многих известных и неизвестных людей? Потому что выстроенное ими невидимое, но живое пространство, обладает объёмами и характеристиками, пока недостижимыми для их менее продвинутых собратьев. Поэтому, перефразируя Паскаля, можно сказать: "Будем же трудиться над пространством, ибо таково основание нравственности".
Обратимся к вопросу обучения. Если наставник сам отвечает на все возникающие в процессе обучения вопросы, тогда участие остальных сводится к минимуму. Групповое пространство возникает лишь на эфирно-физическом плане в виде фактического присутствия класса или группы, вдобавок подавленный творческий потенциал вырождается в многочисленные протестные импульсы на всех планах. Патология всезнайства делает это пространство неинтересным как для самих участников, так и для осеняющих высоких сущностей, которых люди называют, в частности, вдохновением.
Если программа обучения слишком плотная (что налицо в сегодняшней школе), то пространство съедается, умирает, потому что не успевает регенерировать, возрождаться после каждого активного импульса. Оно переполняется предметами, и это убивает возможность присутствия вневременного - во временном.
Просветление, по видимому, характеризуется, прежде всего простотой, пустотностью. Принцип пространства неотъемлемо присутствует в делах просветлённого человека. Он сам им и является, и всё более становится. Поэтому история продвижения человека - это, во многом, история цивилизованности и культуры работы с пространства. Чем больше и "умнее" пространство, тем меньше отдача и больше способность поглощать ошибочные и просто резкие движения.
Существуют также и патологии пространства, иллюзии пространства и пространства-ловушки. Их внимательный читатель может во множестве наблюдать повсеместно. Они - пища для распознавания и материал для переработки, они - ценнейшие тренажеры, заставляющие отличать свет от тьмы, реальное от нереального и смерть от бессмертия…
Михаил Свечников. Москва. Россия.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~