УЧИТЕЛЯ МУДРОСТИ
Глава I
ФАКТ СУЩЕСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

ЧАРЛЬЗ ЛЕДБИТЕР. Учителя и Путь.

Если мы посмотрим кругом, то увидим людей находящихся на различных ступенях эволюции: одни стоят гораздо ниже нас по развитию, другие в том или ином отношении заметно опередили нас. Но если это так, то могут быть и такие люди, которые ушли вперед гораздо дальше. И действительно, если люди постоянно становятся все лучше и лучше в течение долгого ряда последовательных жизней, стремясь к определенной цели, то наверное должны быть и такие, которые уже достигли этой цели. В процессе этой эволюции кое-кому удалось развить некоторые из тех высших чувств, заложенных в каждом человеке, которые в будущем станут достоянием всех; при помощи этих чувств мы получаем возможность видеть лестницу эволюции, далеко простирающуюся как выше, так и ниже нас; мы можем также видеть, что на каждой из ступеней этой лестницы стоят люди.

Есть значительное число непосредственных свидетельств о существовании Совершенных людей, но я думаю, что первый шаг каждого из нас заключается в том, чтобы осознать, что такие люди должны быть, только из этого будет вытекать, что те, с кем мы пришли в соприкосновение, принадлежат к этому классу.

История всех народов полна деяниями гениальных людей во всех областях человеческой деятельности, людей, намного опередивших в развитии своих современников, высоко поднявшихся над массой благодаря своим особым линиям работы и способностям. И действительно, в те времена (а случалось это, вероятно, чаще, чем мы о том знаем) идеалы их были совершенно не доступны пониманию людей, и поэтому не только их работа пропадала для человечества, но и имена их не сохранились. Сказано было, что история каждого народа может быть записана в биографиях нескольких отдельных личностей и что всегда такие личности возвышались своими незаурядными способностями в искусстве, музыке, литературе, науке, философии, филантропии, политике и религии. Иногда они возвышались любовью к Богу и своим собратьям как великие святые и гуманисты; иногда их поднимало понимание человека и природы как великих философов, мудрецов и ученых; иногда своей работой для человечества они выступали в качестве великих освободителей и реформаторов. Глядя на этих людей, понимая, как высоко они стоят над человечеством, как далеко они ушли в человеческой эволюции, вполне логично сказать, что мы не видим пределов для человеческих достижений и что должны были существовать и раньше, и теперь люди, еще более развитые, люди, великие своей духовностью или знанием, или художественными способностями - такие люди, как те Адепты или Сверх-Люди, встреча с которыми была неоценимой привилегией для некоторых из нас.

Это слияние человеческого гения, обогащающее и укрепляющее страницы истории, является в то же время славой и надеждой всего человечества, ибо мы знаем, что эти Великие - пионеры для масс, что ОНИ светят, как маяки, как настоящие светоносцы, для того, чтобы указывать путь, по которому должны идти и мы, если мы хотим достигнуть той славы, которая будет явлена в скором времени. Мы давно уже приняли учение об эволюции форм, в котором пребывает Божественная Жизнь; перед нами дополнительная и более великая идея эволюции самой Жизни, указывающая на то, что причиной этого чудесного развития всех низших и высших форм является потребность вечнорастущей жизни для самовыражения. Формы рождаются и умирают, формы растут, приходят в упадок и разрушаются, но Дух раскрывается вечно, одушевляя эти формы и развиваясь при посредстве того опыта, который они приобретают в них и через них. Тогда, когда форма уже отслужила и Дух перерос ее, она отбрасывается для того, чтобы ее место заняла новая, лучшая форма. Под распускающейся формой всегда распускается Вечная Божественная Жизнь. Эта жизнь Бога пронизывает всю природу, которая есть не что иное, как пожалованное Им многоцветное одеяние; это Он живет в красоте цветка, в мощи дерева, в быстроте и грации животного и в сердце и душе человека. Так как воля Его есть эволюция, то всякая жизнь везде стремится развиться, и поэтому существование людей, достигнувших Совершенства в конце этого длинного ряда все раскрывающейся силы, мудрости и любви, является самой естественной вещью в мире. И даже за ними, вне пределов нашего зрения и понимания, простирается перспектива еще большей славы. Мы постараемся позднее дать некоторый намек на нее, но говорить о ней пока рано и бесполезно.

Логическим следствием изложенного является уверенность в существовании Людей, достигших Совершенства, и нет недостатка в указаниях на то, что во все века существовали подобные люди, которые вместо того, чтобы совсем оставить мир и продолжать свою собственную жизнь в Божественных или Сверхчеловеческих царствах, остались в соприкосновении с человечеством, чтобы помогать ему в развитии, чтобы помогать культивировать совершенного человека.

Летописи всех великих религий указывают на присутствие таких Сверх-Людей, настолько наполненных Божественной Жизнью, что порой их принимают за представителей самого Бога. В каждой религии, особенно при ее основании, появляется такое Существо, а иногда и не одно. У индусов есть свои великие Аватары, или божественные воплощения, как например, Шри-Кришна, Шри-Шанкарачария, Господь Гаутама Будда, религия которых распространилась на Дальнем Востоке, и великая плеяда Риши, святых Учителей. Эти Великие Существа интересуются не только пробуждением духовной природы людей, но и всем тем, от чего зависит благосостояние человека на земле. Все принадлежащие к Христианскому миру знают или должны бы знать о великом ряде Пророков, Учителей и Святых в их собственном завете и о том, что некоторым, быть может, не вполне понятным образом их Высочайший Учитель, Сам Христос был и есть и человек и Бог. И все древнейшие религии (даже те, которые пришли в упадок вместе с исчезновением нации), вплоть до самых примитивных, имеют яркие указания на существование Сверх-Людей, всеми способами помогавших тем похожим на людей племенам, среди которых Они жили. Как ни интересен перечень их, но это завело бы нас далеко от нашей цели, и я отсылаю читателя к прекрасной книге Вильямсона.

Есть много прямых указаний современников на существование этих Великих. В молодости я не нуждался в таких свидетельствах, потому что в результате моей работы я получил полнейшее убеждение в том, что подобные люди должны быть. Мне казалось совершенно естественным верить в существование подобных людей, и единственным моим желанием было встретиться с ними лицом к лицу. Но среди молодых членов общества есть много таких, которые совершенно основательно желают знать, что это за доказательства. Имеется много личных свидетельств: Е. П. Блаватская и полковник Олькотт, основатели теософского общества, Анни Безант, и я сам - все мы видели некоторых из этих Великих, также и многие другие члены Общества имели привилегию видеть одного или двух из них; кроме того, есть много письменных свидетельств.

Иногда возражают, что те, которые видели, или воображают, что видели - могли грезить, или находятся в заблуждении. Я думаю, что главным основанием этого предположения является то, что мы очень редко видели Адептов в то время, когда они и мы находились в физических телах. В ранние дни существования Т.О., когда высшие способности были развиты только у Е. П. Блаватской, Учителя нередко материализовались для того, чтобы все могли видеть их. В ранней истории нашего Общества вы найдете много отчетов о подобных явлениях, но, конечно, показывающиеся Великие были не в своем физическом теле, а в материализованной форме.

Многие из нас постоянно видят Их во сне. Мы переходим в наши астральные тела или ментальное тело (соответственно нашему развитию), и мы посещаем Их, видим в Их физических телах, но в это время мы сами не в физических телах, и поэтому на физическом плане люди скептически относятся к подобным переживаниям. Люди возражают: "Но во всех этих случаях либо вы, видевшие их, были вне физического тела и потому могли грезить или заблуждаться, либо являвшиеся к вам были видениями и вновь исчезали; почему же вы знаете, что они таковы, как вы представляете Их?"

Было несколько случаев, когда и Адепт, и тот, кто видел Его, оба были в физическом теле. Это бывало и с Е.П. Блаватской; я слышал от нее, что она жила в течение некоторого времени в Непале, где она постоянно видела троих из Учителей в Их физических телах. Полковник Олькотт говорил, что видел таким образом двоих из Них; он встречал Учителя Кут Хуми. Даморар Мавеланкар, которого я знал, в 1884 году встречал учителя КутХуми в Его физическом теле. То же было и с джентльменом, которого я хорошо знал в то время и который физически встречал Учителя Мория; вы можете прочитать об этом в книге "Пять лет Теософии", в главе "Как чела получил привилегию встретить при подобных условиях одного из Великих". Есть большое число индусских свидетельств, никогда не собиравшихся и не проверявшихся, потому что те, с кем это случилось, были настолько уверены в существовании Сверх-Людей и в возможность встретить их, что они не считали нужным отмечать каждый случай.

Сам я могу рассказать вам два случая, когда я встречался с Учителем, причем мы оба были на физическом плане. Один из них был тем Адептом, которому в книге "Жизнь Алкиона" дано имя Юпитера и который очень помогал Е.П. Блаватской при писании некоторых частей знаменитого труда "Разоблаченная Изида", когда она работала над этой книгой в Филадельфии и Нью-Йорке. Когда я жил в Алпаре, Он был так добр, что поручил моему уважаемому Учителю Суоми Субба Рао привести меня к Нему. Повинуясь Его приказаниям, мы оправились к Его дому и были весьма ласково приняты Им. После долгой и весьма интересной беседы мы имели честь обедать с Ним, хотя Он Брамин, и провели под Его кровом ночь и часть следующего дня. В данном случае приходится допустить, что тут нет места иллюзиям. Другой Адепт, которого я имел привилегию встретить физически, - это Учитель граф Сен-Жермен, иногда называемый Князем Ракоши. Я встретился с ним при самых обыкновенных обстоятельствах (без всякого предварительного назначения, как бы случайно). Он шел по Корсо в Риме и был одет, как всякий итальянский джентльмен. Он позвал меня в сады на холме, и мы более часа сидели там и беседовали об Обществе и его работе; правильнее сказать, что Он говорил, а я слушал, хотя я и отвечал на задаваемые Им вопросы.

Других членов Братства я видел при различных обстоятельствах. Первая встреча с одним из них была в отеле в Каире; я ехал в Индию с Е.П. Блаватской и некоторыми другими, и мы на время остановились там. Мы имели обыкновение собираться в комнате Е.П. Блаватской для работы, и я сидел на полу, вырезая и подбирая нужные ей газетные статьи. Она сидела рядом за столом , и моя левая рука прикасалась к ее платью. Дверь в комнату была на виду и, наверняка, не открывалась; внезапно, без всякой подготовки, между мною и Е.П. Блаватской оказался человек, стоящий, не прикасаясь к нам. Это поразило меня, и я в смущении вскочил, что насмешило Е.П. Блаватскую, сказавшую: "Если вы так мало сведущи, что пугаетесь подобных пустяков, то вы далеко уйдете в оккультной работе". Меня представили посетителю, бывшему тогда не Адептом, а Архатом, одной ступенью ниже; с того времени Он стал Учителем Джуал Кхулом.

Несколько дней спустя к нам явился Учитель Мориа имевший такой же вид, как и в физическом теле: Он прошел через комнату, в которой ждал я разговора с Е.П. Блаватской, находившейся в это время в своей спальне. Я впервые ясно и отчетливо увидел Его, потому что тогда мои скрытые способности не были еще настолько развиты, чтобы я мог вспомнить то, что я видел в тонком теле. При подобных же условиях я видел Учителя Кут Хуми на кровле нашей главной квартиры в Аднаре. Он переступил через балюстраду так, как будто только что материализовался из воздуха по другую сторону ее. Также я много раз видел Учителя Джуал Кхула на той же кровле и таким же образом.

Я полагаю, что появления Адептов, как видения, будут считаться менее достоверным показанием, но с тех пор я научился свободно пользоваться моими высшими проводниками и посещать таким образом Великих, и я могу подтвердить, что те, которые являлись нам и материализовались в ранние дни существования Общества суть те же Люди, которых я с тех пор часто видел у Них дома. Делались предположения, что я и другие, имевшие те же переживания, могли грезить, так как посещения эти происходили в то время, когда физическое тело спало; я могу ответить, что значит это удивительно продолжительный сон, длящийся уже более сорока лет и который видят одновременно очень много людей.

Желающие собрать свидетельства об этом (желание их вполне разумно) должны обратиться к ранней литературе Общества. Если они встретятся с нашим президентом, они могут услышать от нее, скольких Великих видела она при различных случаях; и среди наших членов есть много таких, которые без колебания подтвердят, что они видели Учителей. Быть может, они видели лик Его во время медитации, а потом получили определенное доказательство, что он есть реальное существо. Много интересных свидетельств можно найти в "Листках из старого дневника" полковника Олькотта, и есть интересная статья, озаглавленная "Существуют ли Братья?" Она написана А.О. Юмом, человеком, занимавшим высший пост в гражданской службе в Индии и работавшим с нашим покойным Вице-президентом А.П.Синнетом. Она была опубликована в книге "Намеки на эзотерическую Теософию". М-р Юм, скептический англо-индус с юридическим складом ума, задался вопросом о существовании Братьев (так называли в том время Учителей, потому что они принадлежат к Великому Белому Братству и потому, что они являются Старшими Братьями человечества). Еще в то время он решил, что у него есть ошеломляющие доказательства их существования, со времени же опубликования этой книги их собралось гораздо более. Обладание расширенным зрением и другими способностями, являющимися результатом раскрытия скрытых в нас сил, также подтвердило тот факт, что, кроме человеческих, есть еще и иные существа, невидимые в обычном состоянии сознания. Мы встречаемся с некоторыми из них, которых мы называем Дэвами, или Ангелами, а также и с другими, которые во всех отношениях стоят гораздо выше нас.

С тех пор, как мы получили по ходу нашего развития способность общаться с Адептами, вполне естественно, что мы с глубоким уважением спросили у них, как Они достигли этого уровня. Они единогласно сказали нам, что еще не так давно они находились на том же уровне, где находимся мы теперь. Они вышли из рядов обыкновенного человечества, и они сказали нам, что в будущем мы будем такими же, как и Они, что вся система заключается в постоянной эволюции Жизни, простирающейся все выше и выше, намного дальше, чем мы сегодня можем ее проследить, до Самого Божества.

Мы видим также, что есть определенные ступени и в более ранней эволюции: растение стоит выше минерала, животное - выше растения, человек - выше животного. Точно так же и человеческое царство имеет определенную цель, предел, за которым оно перейдет в царство определенно высшее, и за людьми есть Сверх-Люди. Изучая эту систему эволюции, мы узнали, что в каждом человеке есть три главных подразделения: тело, душа и Дух, и каждое из них способно к дальнейшему делению. Это определение было дано две тысячи лет назад Апостолом Павлом. Дух, или Монада, есть дыхание Бога, ибо слово "Дух" в переводе с латинского означает дыхание. Божественная искра, которая поистине есть человек, хотя, точнее говоря, она парит над человеком, таким, каким мы его знаем.

Порядок развития монады таков, что она должна опуститься в материю и благодаря этому схождению приобрести опыт, определенность и точность в физических деталях. Монада, искра Божественного огня, не может опуститься до нашего настоящего уровня, не может непосредственно достигнуть того физического плана, на котором мы теперь мыслим и работаем, вероятно, вследствие большой разницы между частотой ее вибрации и вибрации физической материи, так что должны быть промежуточные состояния и условия. На каком плане Божественной природы существует изначально эта Божественная искра, мы не знаем, это слишком далеко от нас. Самое низшее проявление ее, которое можно назвать ее отражением, опускается на низший из Космических Планов, как это описано в "Руководстве по Теософии". Обычно мы говорим о семи планах бытия, являющихся подразделениями или подпланами низшего Космического Плана, называемого в наших книгах планом Пракрити, означающим физический план Космоса. Монада может спуститься на второй из этих подпланов, который поэтому называется Монадическим планом, но ниже она как будто не может проникнуть. Для того чтобы получить необходимый контакт с еще более плотной материей, она направляет частицу себя вниз, через целых два плана, и эту часть мы называем Эго, или Душой.

Божественный Дух находится очень высоко и только парит над нами; душа же, являющаяся малым и частичным отражением его (Монада как бы выпускает вниз огненный палец, и конец этого пальца есть душа), не может спускаться ниже высшей части ментального плана (пятого, считая сверху; физический план - это по счету самый низкий, седьмой); для того же, чтобы достигнуть еще более низшего уровня, она должна опять спустить часть себя ниже, и эта часть становится той личностью, которую мы знаем. Поэтому эта личность, которую обыкновенно каждый считает самим собой, в действительности есть лишь часть части.

Вся эволюция через низшие царства природы есть лишь подготовка к появлению человека. В течение своей жизни на физическом плане (и некоторое время после того в астральном мире) животное имеет душу такую же индивидуальную и отдельную, как и человеческая душа, но когда его астральная жизнь приходит к концу, животное не сохраняет своей индивидуальности, а возвращается как бы в резервуар души - материи (называемой в наших книгах групповой душой). Групповая душа - это как бы бадья воды, удовлетворяющая нуждам нескольких животных одного и того же вида - скажем, двадцати лошадей. Когда от этой групповой души должна родиться лошадь, то в бадью как бы погружается сосуд и вытаскивается оттуда полный воды, с примесями качеств предыдущих поколений, весьма различных. Во время своей жизни лошадь проходит через всевозможные переживания (естественное развитие, одомашнивание, отбор, селекцию), которые можно сравнить с различными красками, бросаемыми в сосуд с водой. Когда лошадь умирает, сосуд опоражнивается обратно в бадью, и краски разных свойств и качеств распространяются по массе воды. Когда от этой же групповой души рождается другая лошадь, то из бадьи наполняется другой сосуд, но очевидно, что невозможно зачерпнуть оттуда те же самые капли, которые составляли душу предыдущей лошади.

Когда животное достаточно развилось для того, чтобы стать человеческим существом, то в конце его жизни душа уже не вливается обратно в групповую душу, но остается отдельной единицей, и теперь ее ждет любопытная и прекрасная жизнь. Душа - материя, вода в сосуде сама становится сосудом для чего-то более высокого, и вместо того чтобы действовать как душа, она сама одухотворяется. На физическом плане у нас нет подходящей аналогии для этого, разве что можно подумать о накачивании воздуха в воду под большим давлением и о газировании ее этим. Если мы примем этот символ, то душа, бывшая ранее животной душой, становится теперь телом причинности у человека. Накачанный воздух - это Эго, о котором я говорил, это та душа человека, которая есть лишь частичное проявление Божественного Духа. Это нисхождение Эго символизируется в древней мифологии греческой идеей чаши, а в средние века преданием о святом Граале, ибо Грааль, или чаша, есть конечный результат всей той низшей эволюции, в которую вливается вино Божественной Жизни для того, чтобы могла родиться душа человека. Итак, как мы говорили, то, что ранее было животной душой, становится у человека телом причинности, существующим в высшей части ментального плана как постоянный проводник, занятый Эго, или человеческой душой. Все то, чему эта душа научилась за время своей эволюции, передается в этот новый центр жизни.

Эволюция этой души состоит в постоянном возвращении ее на высший уровень того плана, который находится непосредственно ниже Монадического, причем она несет с собой результат своего нисхождения в виде пережитого опыта и приобретенных качеств. У всех нас физическое тело вполне развито, и поэтому, предполагается, мы уже овладели им, но оно должно стать полностью контролируемым душой. В настоящее время у лучших представителей человечества это так и есть, хотя временами физическое тело может вырываться из подчинения и некоторое время безумствовать.

Астральное тело также вполне развито, но до сих пор оно еще совсем не под контролем; даже среди тех рас, к которой принадлежим мы, есть много людей, являющихся жертвами своих собственных страстей и эмоций. Вместо того чтобы уметь в совершенстве справляться с ними, они слишком часто позволяют себе быть управляемыми ими. Они позволяют своим эмоциям увлекать себя, как дикий конь увлекает своего всадника и тащит его в такие места, куда он сам не хотел бы идти. Следовательно, мы принимаем, что у всех лучших людей наиболее развитых рас в настоящее время физическое тело также вполне развито и хорошо управляется; ментальное тело находится в процессе эволюции, но развитие его еще далеко не полное. Человеку надо пройти большой и далекий путь, пока эти три тела - физическое, астральное и ментальное - будут целиком подчинены душе. Когда это случится, низшее "я" будет поглощено высшим "Я", и Эго, душа, будет господствовать над человеком. Хотя человек еще не совершенен, но проводники его уже настолько сформированы, что цель у них одна.

До этого момента душа понемногу усиливает контроль над своими личными проводниками, пока они не станут одним с нею. Затем и Монада, в свою очередь, начинает господствовать над душой, и настанет время, когда, подобно тому, как личность и душа стали одним, станут также одним Дух и Душа. Когда происходит это объединение Эго с Монадой, человек достигает цели своего нисхождения в материю - он становится Сверхчеловеком, или Адептом.

И только теперь, впервые, начинает он свою настоящую жизнь, потому что весь этот изумительный процесс эволюции (через все низшие царства, а затем через человеческое царство до достижения степени Адепта), все это только подготовка к той истории истинной жизни Духа, которая начинается лишь с того момента, когда человек становится более, чем человеком. Человечество - это последний класс мировой школы. Когда человек завершил ее, он переходит в настоящую жизнь, жизнь прославленного Духа, в Жизнь Христа. Пока мы очень мало знаем, что представляет собой эта жизнь, хотя и видим некоторых из тех, которые принимают в ней участие. Этой жизни присущи несравненная слава и великолепие, превышающие наше понимание. И все же это живой и жизненный факт. Достижение ее каждым из нас абсолютно несомненно, и ускользнуть от этого мы не можем, даже если бы захотели. Если мы действуем корыстно, если мы становимся против течения эволюции, то мы можем замедлить наш прогресс, но мы не можем совсем остановить его.

Окончив человеческую жизнь, Совершенный человек обычно отбрасывает свои низшие материальные тела. Он сохраняет способность снова обрести любое из них, если они понадобятся ему в процессе Его работы. В большинстве случаев достигший этого уровня уже не нуждается в физическом теле. Он не удерживает ни астрального тела, ни ментального, ни даже каузального тела и постоянно пребывает на своем высшем уровне. Если для какой-нибудь цели ему нужно иметь дело с низшим планом, Он должен использовать временный проводник, относящийся к этому плану, потому что Он может прийти в соприкосновение с теми существами, которые живут на каком-либо плане, только с помощью материи этого плана. Если Он пожелает говорить физически с человеком, Он должен иметь физическое тело; Он должен хотя бы частично материализоваться, иначе Он не сможет говорить. Точно так же, как если Он пожелает произвести впечатление на наш ум, Он должен создать в ментальное тело. Если для работы Ему понадобится низший проводник, то Он властен создать его, но удерживать его может лишь на время.

Есть семь линий дальнейшего прогресса, по которым может идти Современный Человек. Их перечень мы дадим в последней главе.

Миром руководит и управляет в большой степени Братство Адептов, к которому принадлежат наши Учителя, но изучающие Теософию сильно заблуждаются относительно Их. Они часто смотрят на них, как на большую монашескую общину, живущую совместно в потаенном месте. Иногда многие из наших теософов думают, что все Они индусы или что все Они живут в Гималаях. Ни одно из этих предположений не соответствует истине. Есть Великое Братство, и члены его находятся в постоянном общении друг с другом, но общение это совершается на высших планах, и для такого общения нет необходимости жить вместе.

Некоторые из этих Великих Братьев, которых мы называем Учителями Мудрости, имеют часть своей работы в том, чтобы брать учеников и обучать их, но это лишь небольшая группа среди Совершенных Людей. Многочисленны и чудесны способности Адепта, но все они естественно вытекают из тех способностей, которым и обладаем и мы. Только они обладают этими способностями в гораздо большей степени. Я думаю, что главной чертой Адепта по сравнению с нами является то, что они смотрят на все с абсолютной точки зрения; в нем нет и тени личной точки зрения, которая так преобладает у большинства людей. Адепт устранил свое низшее "я" и живет не для себя, а для всех; в то же время способом, понятным только Ему одному, это все поистине Он Сам. Он достиг той ступени, когда в характере Его нет изъяна, нет ни мысли, ни чувства для личного, отдельного эго. Единственный мотив в Его действии - помогать эволюции. Эта работа в гармонии с Логосом, управляющим ею.

Следующая, наиболее выдающаяся черта, это, пожалуй, его всестороннее развитие. Все мы не совершенны, никто из нас не достиг высочайшего уровня ни по какой линии, и даже величайший ученый или величайший святой обычно достигают превосходства только в чем-либо одном, и у них остаются другие, еще не раскрытые стороны природы. Каждый из нас обладает в зачатке всеми этими различными чертами, но все они пробуждены лишь частично и одни более, чем другие. Адепт - это человек, развитый во всех направлениях. Его преданность, любовь, сочувствие и сострадание совершенны, и в то же время интеллект Адепта гораздо выше нашего понимания, и духовность Его чудесна и божественна. Он стоит несравненно выше всех известных нам людей благодаря тому, что Он вполне развит.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Глава II >>

Глава III >>

Глава IV >>

Назад

Rambler's Top100
Hosted by uCoz