УЧЕНИКИ
Глава IV
ИСПЫТАНИЕ

ЧАРЛЬЗ ЛЕДБИТЕР. Учителя и Путь.

Из рядов серьезных учащихся и работников уже описанной категории Учитель много раз избирал своих учеников; но прежде чем принять их окончательно, Он принимает особые предосторожности, для того чтобы самому удостовериться, что это действительно такие люди, которых можно привлечь к более тесному общению с Собою; в этом заключается основная цель той ступени, которая называется испытанием. Когда Он думает о человеке как о возможном ученике, Он обычно предлагает кому-либо, уже тесно связанному с Ним, привести к Нему кандидата в астрале. С этим шагом не связывается особая церемония; Учитель говорит несколько слов в виде совета, говорит новому человеку, чего ждут он него, и часто со свойственной Ему любезностью Он находит какое-нибудь основание, чтобы поздравить кандидата с уже сделанной работой.

Затем Он создает живой образ ученика, то есть формирует из ментальной, астральной и эфирной материи точный двойник каузального, ментального, астрального и эфирного тел неофита и сохраняет этот образ под рукой, для того чтобы периодически поглядывать на него. Каждый такой образ магнетически связан с изображаемым им лицом, так что каждое изменение мыслей и чувств кандидата в точности воспроизводится в нем соответствующими вибрациями, и потому Учитель может с одного взгляда определить, было ли за то время, как Он смотрел на это изображение, какое-либо нарушение в представленных телах: не вышел ли человек из себя, не стал ли жертвой нечистых ощущений, забот, уныния или чего-либо подобного. Только тогда, когда в течение значительного времени в изображенных проводниках не происходит никакого серьезного волнения, Учитель допускает ученика к близкому общению с Собою.

Когда ученик принят, он привлекается к единению с Учителем, более тесному, чем все, что мы можем вообразить или понять; Учитель находит необходимым слить ауру ученика со своею, так чтобы силы Его непрестанно действовали через нее без особого внимания с Его стороны. Но столь тесное взаимоотношение не может действовать в одном лишь направлении; если среди вибраций ученика есть такие, которые могут вызвать расстройство в астральном и ментальном телах Адепта, воздействуя на Него, то такое единение невозможно. Будущему ученику пришлось бы подождать, пока он освободится от этих вибраций. Ученик, взятый на испытание, вовсе не должен быть лучше во всех отношениях, чем другие, не находящиеся на испытании люди; только в некоторых отноше-ниях он более подходит для работы Учителя, и потому рекомендуется подвергнуть его испытанию временем, потому что многие люди, будучи охвачены энтузиазмом, вначале много обещают и пламенно стремятся к служению, но спустя некоторое время утомляются и отступают. Кандидат должен побороть имеющиеся у него эмоциональные слабости и должен упорно работать до тех пор, пока не станет спокойным и чистым. Если в течение долгого времени в живом изображении не было серьезного волнения, то Учитель может почувствовать, что пришло время, когда Он с пользой может привлечь ученика ближе к Себе.

Мы не должны думать, что это живое изображение передает только недостатки и нарушения. Оно полностью отражает состояние астрального и ментального сознания ученика, поэтому в нем запечатлевается и благожелательность, и радостность, и оно излучает мир на земле и в человеках благоволение. Не забывайте, что для движения вперед нужна не только пассивная, но и активная доброта. Не причинять вреда - это не много, но помните, что о Великом, служащем нам примером, написано, что Он пришел делать добро.

Если находящийся на Испытании ученик делает что-нибудь необыкновенно хорошее, то с этого момента Учитель уделяет ему немного больше внимания, и, если находит это нужным, Он может послать ему волну одобрения или поставить на пути ученика какую-нибудь работу и посмотреть, как он ее сделает. Но обычно Он предоставляет эту задачу кому-либо из Своих старших учеников. Предполагается, что мы предоставляем кандидату благоприятные возможности, но мы колеблемся делать это, потому что, хотя это принесет им много добра, если они воспользуются ими, но им будет труднее в следующий раз. Из этого видно, что связь между испытуемым учеником и Учителем заключается, главным образом, в наблюдении за ним и, быть может, иногда в использовании его. Не в обычае у Адептов применять особые, сенсационные испытания; в общем, когда взрослого человека берут на испытание, то он предоставляется обычному течению своей жизни, и то, каким образом живое изображение воспроизводит ответ человека на задачи и испытания повседневной жизни, является достаточным показателем его характера и прогресса. При положительном прохождении испытаний Учитель делает вывод, что из человека выйдет хороший ученик. Он приближает и принимает его. Иногда достаточно нескольких недель, чтобы принять такое решение, иногда период этот тянется годы.

Так как теперешнее время исключительное, то в последние годы на испытание было взято много молодежи, и родители их, и старшие члены Общества порой удивлялись, как это, несмотря на их собственные искренние жертвы и труды, продолжающиеся часто в течение двадцати-тридцати, даже сорока лет, их обошли и выбрали молодежь. Объяснение просто. Вашей кармой было работать все это время, подготовляя себя и путь к пришествию Мирового Учителя; именно потому, что вы хорошие, старые члены, вы привлекли некоторые души, достигшие во время предыдущих воплощений высокого уровня развития, и они родились вашими детьми. Вы не должны удивляться, если иногда оказывается, что те, кто в физическом теле являются вашими детьми, в высших мирах стоят по развитию гораздо выше, чем вы. Если мальчик или девочка внезапно вступают в тесную связь, о которой вы не дерзали и думать для себя даже после многих лет медитации и суровой работы, то не удивляйтесь. Быть может, ваше дитя гораздо выше, чем вы, но именно потому, что оно способно на это, его рождение и воспитание были доверены вам, так долго учившимся и работающим по Теософическим линиям. Во время этого изучения вы должны были научиться быть идеальными родителями, такими родителями, какие нужны для тела подвинутого Эго. Вместо того, чтобы смущаться и удивляться, вы должны бы радоваться великой радостью, что вас сочли достойными направлять физические стопы того, кто будет среди Спасителей мира. Быть может, вас удивляет, каким образом дети могут оценить пришедшую к ним честь, могут охватить великолепие и славу всего этого. Не забывайте, что это Эго получает посвящение, Эго принимается в ученики. Правда, оно должно настолько приобрести контроль над своими низшими проводниками, чтобы они в значительной степени служили им, чтобы не препятствовали той работе, которая должна делаться. Многие из воплотившихся в настоящее время - это высоко развитые души; именно из таких высоко развитых душ должна состоять та большая группа учеников, которая будет окружать Господа, когда Он придет. Те, кто в молодости стали учениками в этой жизни, быть может, были учениками в течение многих лет предыдущей жизни, и величайшая привилегия для вас, старших, в том, что мы объединены с этой молодежью, потому что через них мы можем ускорить работу Господа на Земле, обучая их делать ее более совершенно.

В книге "Скрытая сторона вещей" в главе "О нашем отношении к детям" я пространно разобрал то, что нужно для обучения детей, чтобы они сохраняли то лучшее, что они приносят с собою из прошлого, и могли развить до полного расцвета те многие прекрасные черты их природы, которые, увы, обыкновенно уничтожаются непонимающими безжалостными взрослыми. Там, между прочим, я говорил о разрушительном действии страха, вызываемого в детях грубостью и косностью. По этому поводу я хочу привести здесь упоминание об одном переживании, которое иллюстрирует несказанно ужасные результаты, которые иногда являются последствием этого. Родители, имеющие детей школьного возраста, должны проявить тщательность и пытливость в наведении справок, прежде чем они доверят своих детей наставнику, иначе они будут ответственны за то неискоренимое зло, которое может быть причинено малышам.

Несколько лет тому назад мне пришлось натолкнуться на поразительный пример того вреда, который в некоторых случаях может нанести подобная жестокость. Я имел великую честь присутствовать на Посвящении одного из наших младших членов. Посвящающим в данном случае был сам Господь Майтрейя. Во время церемонии, как обыкновенно, кандидат должен был отвечать на многочисленные вопросы, подробно освещающие, каким образом может быть дана наилучшая помощь в некоторых трудных или необыкновенных случаях, и добавлен был специальный вопрос, может ли кандидат просить и дать помощь одному человеку, который с ужасной грубостью обращался с ним в раннем детстве. Посвящающий создал подобие ауры из чудесных маленьких клубочков, налетов, взрывов восхитительного окрашенного цвета, играющего на его поверхности, как бы проглядывающего из него и снова прячущегося вовнутрь, и сказал: "Все это семена высочайших, благородных качеств человека, хрупкие и нежные, как паутинка, которые могут соответственно развиться при должном воспитании и окружении. Тот, кто готов в этих отношениях и сможет вполне развить и укрепить их, может в той же жизни достигнуть степени Адепта. Такова была бы судьба, которой мы ждали для тебя, думая, что Ты будешь стоять возле меня в качестве Адепта, когда я приду на ваш физический план. Но те, кому я доверил тебя на служение мне, еще до рождения допустили, чтобы ты попал в руки человека, совершенно не достойного подобного доверия. Такова была твоя аура, прежде чем на тебя не упала ржавчина его порочности. Теперь смотри, что сделала с тобою его жестокость."

И тогда его аура изменилась и ужасно сморщилась, и когда она снова успокоилась, то исчезли восхитительные маленькие взрывы, и на их месте остались бесчисленные мелкие рубцы, и Господь объяснил, что в настоящей жизни невозможно исправить нанесенный вред, и сказал: "Ты все же будешь помогать Мне, когда Я приду, и Я надеюсь, что в этой жизни ты достигнешь степени Архата. Но мы должны еще подождать до окончательного завершения. Нет высшего преступления в наших глазах, чем помешать прогрессу души."

Когда кандидат увидел, как сморщилась и отвердела его аура, когда он увидел, что все ее прекрасные обещания были безжалостно уничтожены бесчеловечием этого человека, он снова на мгновение почувствовал то, что в значительной степени уже забыл: агонию маленького мальчика, отосланного из дому, вечный страх и боязнь, несказанный ужас, чувство жгучей обиды, от которого не уйдешь и не оправишься, болезненное чувство полнейшей беспомощности в тисках жестокого тирана, страстную злобу перед явно злостной несправедливостью, без надежды, без опоры в бездне, без Бога, к которому можно было бы воззвать. И, видя все это в его мыслях, я, наблюдавший, понял отчасти ужасную трагедию детства и причину обширности последствий.

Этот отвратительный грех жестокости к детям мешает прогрессу не только при приближении к степени Адепта. Все эти новые и новые качества, которые должна развивать теперь арийская раса, обнаруживаются как светлые и нежные бутоны такого же рода, хотя и на более низшем уровне, чем описано выше. В тысячах случаев они безжалостно раздавливаются бессмысленной жестокостью родителей или учителей, и поэтому многие хорошие люди остаются в течение нескольких воплощений на одном и том же уровне, тогда как их мучители опускаются в нижние расы. Теперь воплощаются Эго, которым хотя много и недостает до великих высот Посвящения, но которые тем не менее быстро развиваются и нуждаются в том, чтобы к их характеру добавить нечто от более утонченного качества, предназначенного для их развития, тогда как жестокость и бесчеловечность являются роковыми в их дальнейшей судьбе.

До вышеприведенного случая я не слышал, чтобы в последней жизни, в которой достигается ступень Адепта, необходимо было в детстве совершенное окружение; но раз мы подумали об этом, правильность этого очевидна. Вероятно, это одна из причин, почему так мало стремящихся достигает ступени Адепта в европейских телах, потому что в этом отношении мы очень отстали от всего мира. Во всяком случае, совершенно ясно, что эта чудовищная привычка к жестокости не может породить ничего, кроме зла. Конечно, наши члены будут работать, где только возможно, над искоренением ее, и в особенности, как я говорил вначале, они должны позаботиться, чтобы те дети, за которых они несут хоть в какой-нибудь степени ответственность, не подвергались ни малейшей опасности от этого особого вида преступления.

Господа Майтрейя часто называют Учителем Учителей, Ангелов и людей. Этот факт иногда выражается иначе, чем в великом царстве духовной работы. Он управляет Религией и Воспитанием. Он не только воплощается Сам временами, когда Он находит это желательным, или посылает ученика подтвердить вечную истину каким-либо новым способом, скажем, основать новую религию, но, помимо этого, Он постоянно заботится обо всех религиях, и какое бы иное прекрасное учение ни посылалось через одну из них, новую или старую, все это вдохновлено Им. Мы мало знаем о применяемых Им методах мирового обучения. Помимо устной речи, есть много способов обучения. Но несомненно, что Он постоянно и ежедневно стремится улучшать и развивать интеллектуальное сознание миллионов Ангелов и людей.

Его правой рукой в этой чудесной работе, Его помощником и назначенным Преемником является Учитель Кут Хуми, точно так же как Помощником и будущим Преемником Господа Вайвасвата Ману является Учитель Мория. Так как Учитель Кут Хуми есть идеальный Учитель, то к Нему мы приводим тех, кто должен быть взят на Испытание или принят в раннем возрасте. Быть может, позднее и в жизни их используют другие Учителя для других видов работы, но, во всяком случае, все они (или почти все) начинают под опекой Учителя Кут Хуми. В течение многих лет жизни моей задачей было стараться воспитывать в правильном направлении все те юные души, которых Учитель считал подающими надежды. Он приводит их в соприкосновение со мною на физическом плане и обычно дает краткие указания относительно тех качеств, которые ему необходимо развить в них, и того образования, которое следует им дать. Вполне естественно, что в Своей бесконечной мудрости ОН обращается с этими юными мозгами и телами не так, как с более взрослыми людьми. Позвольте мне привести отчет, как десять лет тому назад были взяты на испытание три человека из нашей молодежи.

ПОСТУПЛЕНИЕ НА ИСПЫТАНИЕ

Мы нашли Учителя Кут Хуми сидящим на веранде своего дома, и когда я подвел к Нему молодежь, Он простер к ним руки. Первый мальчик грациозно опустился на колени и поцеловал Его руку; он так и остался коленопреклоненным, прижимаясь к коленям Учителя. Все они устремили свои взоры на Него, и, казалось, вся их душа изливалась в их взорах. Он чудесно улыбнулся и сказал: "Я с особым удовольствием приветствую вас: все вы работали со мною в прошлом и, я надеюсь, будете снова работать теперь. Я хочу, чтобы вы были с нами, когда придет Господь, и поэтому я начинаю работать с вами очень рано. Помните, то, что вы хотите предпринять, есть славнейшая из задач, но она нелегкая, потому вы должны в совершенстве овладеть этими маленькими телами; вы должны полностью забыть о себе и жить только для того, чтобы быть благословением для других и делать ту работу, которую Нам дано делать."

Взяв первого коленопреклоненного мальчика за подборо-док, Он сказал со светлой улыбкой: "Можешь ли ты сделать это?" Все они ответили, что постараются. Тогда Учитель дал каждому поочередно некоторые весьма ценные личные указания и спросил каждого из них в отдельности: "Будешь ли ты стараться работать в мире под Моим руководством?" И каждый их них сказал: "Буду." Тогда Он поставил первого мальчика перед собой, положил обе руки ему на голову, и мальчик снова опустился на колени. Учитель сказал: " Я беру тебя как Своего ученика на Испытание и надеюсь, что вскоре ты придешь в более тесную связь со Мною. Поэтому Я даю тебе Свое благословение, для того чтобы ты мог передавать его другим." Когда он говорил, аура мальчика чудесным образом увеличилась в объеме, оттенки любви и преданности запылали в ней живым огнем, и мальчик сказал: "О Учитель, сделай меня по-настоящему хорошим, сделай меня достойным служить Тебе."

Но Учитель улыбаясь ответил: "Лишь ты сам можешь сделать это, милый мальчик, но помощь моя и благословение всегда будут с тобою."

Затем он обратился к другим и проделал с каждым из них эту маленькую церемонию, и их ауры также увеличились и укрепились, чудесным образом разгоревшись в ответ Ему. Затем Учитель поднялся и повел за собою мальчиков со словами: "Теперь пойдите со Мною и посмотрите, что Я делаю."

Мы все спустились по тропинке к мостику, переброшенному через речку. Он ввел нас в пещеру и показал мальчикам живые изображения всех учеников, взятых на Испытание. Он сказал: "Теперь Я сделаю ваши изображения." На их глазах Он материализовал их, и, конечно, они смотрели на это с захватывающим интересом. Один из них спросил благоговейно: "Неужели я такой?"

В одном из изображений было пятно красноватой материи, и Учитель спросил с юмористическим взглядом у оригинала: "Что это такое?" - "Не знаю," - ответил мальчик, но я думаю, что он догадался, что это был результат эмоционального напряжения в прошлую ночь. Учитель указал на различные цвета в ауре и на расположение их, объяснил, что они означают и какие нужно изменить. Он сказал им, что Он будет ежедневно смотреть на эти изображения, чтобы видеть, что с ними происходит, и выразил надежду, что дети позаботятся о том, чтобы на них было приятно смотреть. Затем Он дал им прощальное благословение.

* * *

Если на Испытание принимаются более взрослые люди, то им в широкой степени представляется возможность найти наиболее подходящую работу для себя. Молодежи Он иногда определенно указывает на один из видов предстоящей работы и следит за ее выполнением. Иногда Он снисходит до того, что дает особые указания и знаки для их обучения. Для руководства молодых людей, которые желают следовать по тому пути, здесь приводятся извлечения из некоторых посланий Учителя.

СОВЕТ УЧИТЕЛЯ

"Я знаю, что единственная цель вашей жизни - это служение Братству, но вы не должны забывать, что перед вами простираются более высокие ступени, что прогресс на пути требует неусыпной бдительности. Вы должны быть не только готовы служить, вы всегда должны искать возможности, даже создавать возможности быть полезными в малом, для того чтобы не пропустить большую работу, когда она появится. Никогда ни на мгновение не забывайте о вашей оккультной связи: она должна быть вечным вдохновением для вас - не только щитом от носящихся вокруг нас бестолковых мыслей, но и постоянным стимулом к духовной деятельности. Пустота и мелочность обыденной жизни уже не будут возможны для нас, хотя и не уйдет от нашего сострадания. Вы еще не достигли несказанного блаженства Адепта, но помните, что вы уже едины с Теми, Кто живет этой Высшей Жизнью. Вы являетесь распределителями Их солнечного сияния в этом низшем мире, поэтому и вы на вашем уровне должны быть лучезарными солнцами любви и радости, Мир может не оценить, не понимать вас, но ваш долг сиять.

Не бездействуйте, вам предстоит одолеть еще более высокие вершины; не следует забывать о необходимости интеллектуального развития ; и еще вы должны развивать в себе сочувствие, любовь, терпимость. Каждый из вас должен понять, что, кроме его точки зрения, существуют и другие и что они могут точно так же быть достойны внимания. Всякая грубость или резкость речи, всякая склонность к излишней аргументации должны исчезнуть бесследно. Тот, кому это свойственно, должен остерегаться, когда появляется импульс к этому, он должен говорить мало и всегда вежливо и деликатно. Никогда не говорите, не подумав сначала, будет ли то, что вы собираетесь сказать, разумно и ласково. Тот, кто старается развивать в себе любовь, этим спасается от многих заблуждений. Любовь - это высочайшая из добродетелей, без которой все прочие качества лишь орошают бесплодный песок.

Нежелательные мысли и чувства должны сурово исключаться; вы должны работать над ними до тех пор, пока они перестанут появляться у вас. Взрывы раздражительности вол-нуют спокойное озеро сознания Братства. Гордость должна быть устранена, потому что это серьезное препятствие для прогресса. Необходима крайняя утонченность мысли и речи - тот редкий аромат совершенного такта, который не может ни задеть, ни обидеть. Этого трудно добиться, но если вы захотите, вы достигнете этого.

Целью вашей должно быть определенное служение, а не только забава; думайте не о том, что вам хочется делать, а о том, что вы сможете сделать, чтобы помочь кому-нибудь. Ученик должен быть постоянно ласковым, готовым помочь, и не временами, а всегда. Помните, что все то время, которое не употреблено на служение (или на подготовку себя для служения) - это для нас потерянное время.

Когда вы видите в себе какое-либо зло, мужественно и деятельно освобождайтесь от него, боритесь с ним. Будьте настойчивыми, и дело увенчается успехом. Весь вопрос в силе воли. Ищите благоприятные возможности и намеки, будьте плодотворны. Я всегда готов помогать вам, но Я не могу делать работу за вас; усилие должно исходить от вас. Старайтесь развивать себя во всех направлениях и жить жизнью, полностью отданной служению. Вы поступали хорошо, но я хочу, чтобы вы поступали еще лучше. Я испытывал вас, давал вам возможность помогать, и до сих пор вы благородно принимали это. Поэтому я буду предоставлять все больше и больше возможностей, и ваш прогресс будет зависеть от того, насколько вы признаете их и воспользуетесь ими. Помните, что награда за успешную работу заключается в том, что перед вами открывается еще большая работа, и верность в том, что кажется нам малым, приведет к тому, что вас задействуют в дело большей важности. Я надеюсь, что скоро вы подойдете ближе ко мне и этим будете помогать вашим братьям на том Пути, который ведет к стопам Царя.

Будьте благодарны, что вы владеете великой силой любви, что вы знаете, как заливать мир солнечным сиянием, как с царственной щедростью изливать себя, как сеять щедроты, подобно Царю. И действительно, все это очень хорошо, но берегитесь, чтобы в сердце этого великого цветка любви не оказалось крошечного пятнышка гордости, которое может разрастись, как это бывает с почти невидимым пятнышком гнили, - пока не запятнает и не испортит весь цветок. Помните, что писал наш Великий Брат: "Достигай смирения, если хочешь приобрести Мудрость; умножь смирение, если Мудрости ты не достиг." Взращивайте этот скромный благоухающий цветок смирения до тех пор, пока сладкий аромат его не проникнет во все фибры вашего существа.

Когда вы стремитесь к единству, недостаточно притягивать других к себе, окутывать их своей аурой, делать их едиными с собою. Делать это - уже большой шаг, но вы должны идти дальше и сделать себя едиными с каждым из них; вы должны войти в самое сердце ваших братьев и понять их; никогда не делайте этого из любопытства, ибо сердце брата - это сокровенное и священное место; никто не должен стараться прокрасться в него или осуждать его; он должен стремиться с уважением понять его, сочувствовать и помогать ему. Легко критиковать других со своей точки зрения, но гораздо труднее узнать и полюбить их; это единственный способ повести их за собою. Я хочу, чтобы вы быстро росли и чтобы я мог использовать вас для великой работы. И Я даю вам Мое благословение, чтобы помочь вам в этом".

"Дочь моя, ты хорошо сделала, что употребила свое влияние на то, чтобы по возможности сделать лучше окружающие тебя грубые элементы и помогать другой чистой душе на пути ко мне. Это всегда будет яркой звездой в венце твоей славы; продолжай помогать ей и смотри, не окажется ли и других звезд, которые ты могла бы в скором времени прибавить к своему венцу. Это твое хорошее дело позволило мне привлечь тебя к Себе ранее, чем это могло быть в ином случае. Нет более верного способа быстрого прогресса, чем посвятить себя помощи другим на Пути. Ты была счастлива и тем, что встретила старого товарища, потому что два человека, которые могут работать вместе, достигнут лучших результатов, чем если бы они затрачивали то же количество энергии раздельно. Ты начала хорошо, продолжай быстро и уверенно продвигаться по тем же линиям.

Приветствую тебя, последнего рекрута в нашей армии. Тебе нелегко совершенно забыть о себе, безусловно отдать себя на служение миру, но именно это и требуется от нас; вам необходимо жить только для того, чтобы быть благословением для других и делать ту работу, которую нам дают. Ты хорошо начала в процессе саморазвития, но еще много остается сделать. Подавляй даже малейшую тень раздражительности, будь всегда готова принять совет и поучение; упражняйся в смирении и самопожертвовании и исполнись горячего энтузиазма к служению. Тогда ты будешь надлежащим орудием в руках Великого Учителя, солдатом в армии тех, которые спасают мир. Для того чтобы помочь тебе в этом, Я беру тебя как ученика на Испытание."

* * *

Многие, прочитавшие эти наставления, быть может, будут удивляться их крайней простоте. Они даже могут свысока отнестись к ним как к мало подходящим для того, чтобы руководить людьми и помогать им в огромной сложности нашей современной цивилизации. Но думающие так забывают, что сущностью жизни ученика является устранение всякой сложности, для того чтобы он мог сказать, как Учитель: "Уйди из своего мира и перейди в Их мир, перейди в тот мир мысли, в котором жизнь проста и направлена к одной цели, в котором сразу определяется правильное и сложное, в котором прямы и понятны пути, лежащие перед вами". Ученик должен жить этой простой жизнью; именно эта, достигнутая им великая простота делает возможным для него высший прогресс. Мы усложнили нашу жизнь и внесли в нее неуверенность, массу путаницы, бурю встречных течений, в которых падают и гибнут слабые; но ученик Учителя должен быть сильным и здравомыслящим, он должен взять в свои руки и упростить ее Божественной Простотой. Ум его должен отмести всю эту созданную человечеством путаницу и заблуждения и идти к цели прямо, как стрела. "Если не обратитесь и не станете, как дети, не сможете войти в Царство Небесное." Помните, что Царство Небесное - это Великое Белое Братство Адептов (см. "Скрытая сторона Христианских Праздников").

Из этих отрывков мы видим, насколько высок тот идеал, который Учитель ставит перед своими учениками, и, быть может, некоторым из нас он покажется тем, что в богословии называется стремиться к совершенству, то есть той целью, которая пока не может быть осуществлена в совершенстве, но к которой мы должны постоянно стремиться. Все стремящиеся направляют свои устремления высоко, но ни один сразу не может достигнуть того, к чему он стремится; иначе он уже перестал бы нуждаться в физических воплощениях. Мы очень далеки от совершенства, но перед той молодежью, которая может быть подведена ближе к Великим, открывается, в силу их молодости и гибкости, чудеснейшая возможность. Им гораздо легче, чем нам, более старым, устранить то, что не совсем таково, каким должно быть. Если они могут воспитать в себе привычку становиться на правильную точку зрения, действовать на правильном основании или в течение всей своей жизни занимать правильную позицию, то они неуклонно будут все ближе подходить к идеалу Учителей. Если бы взятый на воспитание ученик мог видеть, находясь в бодрствующем состоянии в своем фи-зическом теле живые изображения, созданные Учителем, то он гораздо полнее понял бы всю важность того, что может показаться мелочными подробностями.

Раздражительность - это общая для всех трудность; как я уже объяснял, раздражение - это такая эмоция, которая легко может овладеть всяким живущим в условиях современной цивилизации, где люди всегда находятся в высокой степени напряжения. Мы все в значительной степени живем среди мучительного шума, а шум более чем что-либо расстраивает нервы и вызывает раздра-жение. Всем сенситивным людям знакомо переживание, когда идешь в город и возвращаешься оттуда совершенно расшатанным. Конечно, и многое другое способствует усталости, но главным образом она вызывается постоянным шумом и давлением многочисленных тел, вибрирующих с различной быстротой, возбужденных и расстраивающихся из-за пустяков. Поэтому очень трудно избежать раздражения, особенно ученикам, тела которых гораздо сильнее напряжены и более сенситивны, чем тела обыкновенных людей.

Конечно, раздражение это, до некоторой степени, поверхностно; оно не глубоко проникает, но лучше, по возможности, избегать даже поверхностного раздражения, потому что действие его длится гораздо дольше, чем мы обычно сознаем это. Когда налетает сильный шторм, то вначале ветер подымает волны, но они продолжают вздыматься и долгое время после того, как ветер стихнет. Таково действие на сравнительно тяжеловесную воду; но материя астрального тела гораздо тоньше, чем вода, вибрации проникают в неё гораздо глубже, потому результат их длится дольше. Легкое, мимолетное неприязненное чувство, через десять минут уже исчезнувшее, может влиять на астральное тело в течение 48 часов, вибрации не прекращаются в течение значительного периода времени.

Если человек знает за собой недостаток, то он может устранить его не тем, что на нем будет сосредоточено внимание, но стремлением развить противоположную добродетель. Один из способов воздействия на него - это заставить мысль упорно противиться ему, но, без сомнения, такой образ действий вызывает сопротивление в астральном или ментальном элементале, так что часто лучшим методом является старание развить предупредительность к другим, конечно, основанную на любви к ним. Человек, полный любви и внимания, не позволит себе ни говорить, ни даже думать раздраженно о других, и если он сможет избавиться от таких мыслей, то он достигнет результата без возбужденного сопротивления со стороны элементалей.

Есть много других способов самости, которые могут весьма серьезно замедлить прогресс ученика. Один из видов ее - это леность. Я видел человека, весьма наслаждающегося чтением книги и не желающего расставаться с нею, чтобы быть пунктуальным; другой скверно пишет, не заботясь о неудобствах этого и о вреде для глаз и настроении тех, кому придется читать его почерк. Все подобные вещи делают человека менее чувствительным к высшим влияниям, делают жизнь окружающих беспорядочной и безобразной, нарушают самообладание и плодотворность работы. Плодотворность и пунктуальность необходимы для того, чтобы работа была удовлетворительна. Многие люди не плодотворны в своей работе; когда им задают работу, они ее не заканчивают и придумывают всевозможные извинения. Когда у них просят какую-нибудь справку, они не знают, как найти ее. Люди всегда отличаются в этом отношении. Мы можем задать вопрос одному, и он ответит: "Я не знаю", другой же скажет: "Хорошо, я не знаю, но я пойду узнаю", и он вернется с требуемой справкой. Точно так же один человек пойдет что-нибудь делать, вернется и скажет, что этого он не может сделать, другой же будет продолжать, пока не сделает.

Во всякой хорошей работе ученик должен всегда думать о тех выгодах, которые получат в результате другие. Для Учителя, как бы ни была эта возможность материально незначительной, но духовно она представляет большую ценность. Об этом должен думать ученик, а не о той хорошей карме, которая выпадает на его долю, что было бы лишь иной, весьма утонченной формой самости. Помните слова Христа: "Все то, что вы сделали меньшому из братьев моих, вы сделали для Меня".

Другие действия замедляющие прогресс мы видим в унынии, зависти и в агрессивном утверждении своих прав. Один из Адептов сказал: "Думайте поменьше о своих правах и побольше о своих обязанностях." В отношении с высшим миром могут быть случаи, когда ученик может кротко заявить о своих правах. Но среди своих собратьев-учеников не может быть вопроса о правах. Есть только лишь чувство ответственности за всё. Если человек чувствует себя раздосадованным, он начинает выбрасывать из себя агрессивные чувства; быть может, он не дойдет до настоя-щей ненависти, но он заставляет тускло пылать свое астральное тело и затрагивает тело ментальное.

Подобные расстройства, часто происходящие и в ментальном теле, также губительны по своим результатам. Если человек позволяет себе быть сильно озабоченным каким-либо вопросом и все снова и снова проворачивает его в своем уме, не приходя ни к какому решению, то этим он производит в ментальном теле нечто вроде бури. Вследствие чрезвычайной тонкости вибраций на этом уровне слово буря лишь отчасти выражает действительность. Мы ближе подойдем к результату, если представим себе это действие, как рану на ментальном теле, раздражение от трения. Иногда мы встречаемся с людьми, которые рассуждают обо всем и, по-видимому, так любят это упражнение, что мало заботятся о том, с какой стороны они подходят к данной проблеме. У подоб-ных людей ментальное тело находится в состоянии постоянного воспаления, и это воспаление способно от незначительно внеш-ней причины в любой момент превратиться в настоящую рану. Такие люди не могут надеяться на какой-либо оккультный прогресс, пока они не приобретут уравновешенности и здравого смысла, которые помогут им справиться с этим болезненным состоянием.

К счастью для нас, хорошие эмоции длятся дольше, чем дурные, потому что они действуют в более тонкой части астрального тела: результат чувства сильной любви и преданности остается в астральном теле долго после того, как вызвавший их случай давно позабыт. Бывает, хотя и не часто, что в астральном теле одновременно действуют два вида сильных вибраций, например, любовь и ненависть. В то время, когда человек испытывает пламенный гнев, едва ли он может чувствовать сильную любовь, если только это не праведный гнев, но одно из них будет на более высоком уровне и потому останется дольше.

Вполне естественно, что мальчики и девочки любят порадоваться и порезвиться, читать и слушать забавные вещи и смеяться над ними; это вполне естественно и не причиняет вреда. Если бы люди видели, какие вибрации производит жизнерадостный, добродушный смех, то они сразу бы поняли, что легкое сотрясение печени при верховой езде действительно приносит пользу, а не вред. Если бы люди видели результат менее забавных историй, которые любят рассказывать люди с нечистым воображением, то они поняли бы ужасную разницу. Подобные вещи определенно дурны, и создаваемые ими формы надолго прицепляются к астральному телу и притягивают всевозможных омерзительных астральных сущностей. Те, кто подходит к Учителю, должен совершенно освободиться от всего этого точно так же, как и от всего шумного и грубого; старшие должны постоянно остерегаться, чтобы не впасть в ребячество и грубость.

Иногда проявляется склонность к пустому хихиканью, которое следует избегать во что бы то ни стало, так как оно дает весьма вредный результат для астрального тела. Оно ткет вокруг него ткань из серо-коричневых нитей, весьма неприятную на вид, которая образует слой, мешающий проникновению хороших влияний. Это опасность, которой молодежь должна тщательно остерегаться. Будьте веселы и радостны, как только можете; Учитель рад видеть это и поможет вам на вашем пути. Но ни на одно мгновение не допускайте, чтобы ваша радость была запятнана какой-либо резкостью или грубостью, никогда не позволяйте вашему смеху стать шумным и громким. Но, с другой стороны, не позволяйте ему переходить в глупое хихиканье.

Как в том, так и в другом - во всем есть определенная демаркационная линия между безвредным и тем, что легко может стать вредным. Самый верный способ определить грань - это подумать, не выходит ли развлечение за пределы деликатности и хорошего вкуса. Как только смех переступает их, как только в нем появляется хоть малейший оттенок шумливости, как только он перестает быть совершенным в своей утонченности, мы вступаем на опасную почву. Внутренняя сторона этого различия заключается в том, что пока астральное тело находится под контролем у Эго, все хорошо; но как только оно утрачивает контроль, смех становится пустым и бессмысленным, - это как бы конь, бегущий без всадника... Таким образом, астральное тело беспрепятственно остается во власти мимолетного влияния и легко может поддаться весьма нежелательным мыслям и чувствам. Следите также за тем, чтобы Ваше веселье было всегда чистым и невинным, чтобы оно ни на мгновение не было запятнано злобным наслаждением от страданий или поражения другого. Если с кем-либо случится обидное происшествие, не стойте праздно и не смейтесь на комической стороной случая, но поскорее спешите помочь и утешить. Вашей выдающейся чертой всегда должна быть любящее участие и готовность помочь.

Ясновидящий, созерцая, какое действие производят на высшие тела различные эмоции, без труда поймет всю важность овладения ими; но так как большинство из нас не видит результат, то мы способны забывать об этом и позволяем себе быть беспечными. То же самое относится и к результатам случайных или необдуманных замечаний. Написано, что Христос в своем последнем воплощении на земле сказал, что за каждое праздное слово человек ответит в День Суда. Это звучит жестоко, и если бы ортодоксальный взгляд на Страшный Суд был правилен, то это действительно было бы несправедливо и ужасно. Но Он совсем не подразумевал под этим, что каждое слово осудит человека на вечные муки, - совсем нет. Но мы знаем, что каждое слово и каждая мысль имеют свою карму, свой результат, и когда глупости повторяются много раз, это создает вокруг человека атмосферу, задерживающую хорошие влияния. Для того чтобы избежать этого, требуется постоянное внимание. Ожидать, чтобы человек никогда, ни на мгновенье не забывался - это был бы сверхчеловеческий идеал; но ведь ученики и стремятся стать сверхлюдьми, так как Учитель уже не человек. Если б ученик мог жить совершенной жизнью, то он уже был бы Сверхчеловеком, поэтому, если он будет постоянно помнить о своем идеале, то он гораздо больше и быстрее приблизится к нему. Несомненно, что каждое сказанное праздное слово будет влиять на его отношения с Учителем; пусть он тщательно следит за своими словами.

В особенности необходимо, чтобы стремящийся избегал всякой хлопотливости и суетливости. Многие энергичные и серьезные работники тратят массу усилий и делают их безрезультатными, поддаваясь этому недостатку, потому что они уже окружают себя такой аурой дрожащих вибраций, что ни одна мысль, ни одно чувство не могут пройти ни в ту, ни в другую сторону без искажения, и все то хорошее, что они посылают от себя, захватывает с собой такие колебания, что действительно нейтрализуются ими. Будьте абсолютно аккуратны. Но достигайте этой аккуратности с помощью полного спокойствия, а не спешкой или суетой.

Еще пункт, который следует усвоить нашим учащимся, это тот, что в оккультизме мы всегда думаем то, что говорим, ни более, ни менее. Если дается правило, что с другом нельзя говорить ничего недоброго или критичного, то следует в точности исполнять указание, а не так, чтобы вспомнив случайно об этом, мы слегка уменьшили число недобрых или критикующих слов, которые мы говорим ежедневно. Все это должно окончательно и совершенно прекратиться. Мы настолько привыкли думать, что небрежный подход к идее или случайное усилие приблизиться к ней это и есть все, чего требует от нас религия или оккультное правило. Мы должны совершенно отказаться от такого подхода и понять, что, дает ли оккультное наставление Учитель или Его ученик, требуется точное и буквальное исполнение и повиновение. Во всех этих вопросах стремящиеся, как взятые на Испытание, так и принятые, получают большую помощь от присутствия старшего ученика Учителя. В древности в Индии Гуру, избравший себе чела, составлял из них группу и брал их с собою повсюду, куда бы он ни направлялся. Временами он поучал их, но чаще они не получали никаких наставлений и тем не менее быстро подвигались вперед, потому что все находились в ауре Учителя и приходили в гармонию с нею, вместо того чтобы быть окруженными чуждыми влияниями. Учитель помогал им создавать характер и всегда тщательно наблюдал за ними. Наши Учителя не могут осуществить этот план физически, но иногда они устраивают так, что некоторые из Их старших учеников собирают вокруг себя группу более молодых и пекутся о них индивидуально, как садовник ухаживает за своими растениями, денно и нощно излучая на них те влияния, которые необходимы, для того чтобы пробудить некоторые качества или укрепить слабые места.

Старшие ученики редко получают указания относительно своей работы, хотя время от времени Учитель может сделать какое-нибудь замечание и дать объяснение. Тот факт, что ученики находятся в группе, также способствует их прогрессу; они сообща находятся под влиянием высоких идеалов, и это ускоряет рост желаемых качеств. Вероятно, неизбежно, в силу кармического закона, чтобы стремящийся стать на Путь пришел в соприкосновение с каким-либо более подвинутым, чем он сам, и чтобы он получил большую пользу благодаря своей способности отвечать ему. Обычно Учитель не выдвигает вперед и не поднимает человека до тех пор, пока тот не побыл со старшим учеником, который мог бы руководить им и по-могать ему; но бывают и исключения, и у каждого Учителя своя манера обращаться со своими учениками. В некоторых случаях, говорил наш Президент, Учитель имел обыкновение отсылать учеников "на дальний конец поля", для того чтобы они приобрели большую силу, развивали способности с минимумом внешней помощи. С каждым индивидуумом поступают так, как это всего лучше для него.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

<< Глава I

<< Глава II

<< Глава III

Назад

Rambler's Top100
Hosted by uCoz