УЧИТЕЛЯ МУДРОСТИ
Глава II
ФИЗИЧЕСКИЕ ТЕЛА УЧИТЕЛЕЙ

ЧАРЛЬЗ ЛЕДБИТЕР. Учителя и Путь.

Среди изучающих Теософию было много неясных и неопределенных суждений относительно Учителей. Исходя из этого, считаю нужным рассказать вам, как естественна жизнь Учителей и сколько в ней есть обыкновенных физических сторон; я также скажу несколько слов о повседневной жизни и внешности некоторых из Них. Таких физических черт, по которым можно было бы безошибочно отличить Адепта от других людей, нет, но Он всегда производит поразительное впечатление, всегда благороден, полон достоинства, свят и ясен, и каждый встретившийся с Ним едва ли не преминет признать, что он был в присутствии замечательного человека. Адепт - это сильный, но молчаливый человек, говорящий только тогда, когда у него есть определенная цель ободрить, помочь или предостеречь, но Он удивительно благожелательный и полон сильного чувства юмора - юмор его всегда добродушен, никогда не ранит, но всегда облегчает тяготы жизни. Учитель Мория сказал однажды, что без чувства юмора невозможен прогресс на оккультном пути, и действительно, все Адепты, которых я видел, обладали этим чувством.

Большинство из Них определенно красивые люди. Физические тела Их совершенны, потому что Они живут в полном подчинении законам здоровья и, главное, потому что Они никогда ничем не озабочены. Вся Их дурная карма уже давно исчерпана, и поэтому физическое тело является настолько совершенным выражением Авгоэйда, или просветленного тела Эго, насколько это допускает ограничение физического плана. Не только теперешнее тело Адепта обычно блестяще прекрасно, но и то новое тело, которое Он может принять в следующем воплощении, по всей вероятности, будет точным воспроизведением старого, за исключением расовых и семейных отличий, потому что нет ничего, что изменило бы его. Когда по какойлибо причине Учитель желает взять новое тело, Он имеет полную свободу родиться в любой стране и расе, которые подходят для Его очередной работы, и поэтому национальность тех тел, которые Им приходится носить, не имеет особого значения.

Для того чтобы знать, Адепт ли данный человек, необходимо видеть Его каузальное тело, потому что в этом теле Его развитие наглядно выражается сильно увеличенным размером и особенным расположением цветов концентрическими кругами, как показано до некоторой степени в изображении каузального тела Архата (Табл. ХХVI) в известной книге "Человек видимый и невидимый".

Позвольте мне вкратце описать одну долину в Тибете, где в настоящее время живут трое Великих Учителей - учитель Мория, Учитель Кут Хуми и Учитель Джуал Кхул. Учителя Мория и Кут Хуми занимают дома на противоположных сторонах узкого ущелья, склоны которого покрыты соснами, а на дне протекает маленький ручей. По склонам ущелья, мимо Их домов, сбегают тропинки, встречающиеся внизу у маленького мостика. Узкий вход, расположенный у мостика, ведет в целый ряд подземных обширных залов, в которых помещается оккультный музей, хранителем которого от лица Великого Белого Братства является Учитель Кут Хуми.

Содержимое этого музея весьма разнообразно; по-видимому, он предназначен для того, чтобы иллюстрировать весь процесс эволюции. Так например, там есть весьма жизненные изображения всех типов людей, существовавших на нашей планете от самого начала - от гигантских Лемурийцев до пигмеев, остатков еще более ранних и менее человеческих рас. Горельефные модели показывают все изменения поверхности Земли - условия, существовавшие до и после столь изменивших ее великих катаклизмов. Огромные диаграммы иллюстрируют переселение различных рас мира и в точности показывают, как далеко распространились они от первоначальных своих источников. Другие такие же диаграммы посвящены влиянию различных религий мира, показывая, где практиковалась каждая из них в своей первоначальной чистоте, где они смешивались с остатками других религий и исказились благодаря этому.

Изумительно жизненные статуи увековечивают физическую внешность некоторых великих лидеров и Учителей давно позабытых рас; различные интересные предметы, связанные и с важными, и даже неотмеченными успехами цивилизации, сохраняются для рассмотрения потомками. Здесь можно видеть оригиналы манускриптов невероятной древности и бесценной стоимости, как например, манускрипт, писанный рукой самого Господа Будды во время Его последней жизни в теле царевича Сиддхарты, и другой, написанный Господом Христом во время Его воплощения в Палестине. Здесь же хранится тот чудесный оригинал "Книги Дзиан", которую описывает Е.П. Блаватсткая в начале "Тайной Доктрины". Здесь же имеются старинные писания иных, не наших миров; описываются также животные и растительные формы, из которых некоторые известны нам как ископаемые, хотя большинство из них совершенно неведомы современной науке. Имеются там также для исследования учеников модели некоторых из больших городов далекой и позабытой древности.

Все статуи и модели живо окрашены в точном соответствии с оригиналом, мы может отметить, что все коллекции были намеренно собраны здесь для того, чтобы показать потомкам в точности, через какие ступени проходила эволюция цивилизации каждого определенного периода, так что вместо тех неполных отрывков, которые так часто предлагаются нам нашими музеями, там имеются всевозможные обдуманные наглядные серии коллекций. Мы находим там модели всех видов машин, разработанных в различных цивилизациях, а также обширные и разработанные примеры типов магии, бывшей в употреблении в различные периоды истории.

В вестибюле, ведущем в эти обширные залы, хранятся живые изображения учеников Учителей Мория и Кут Хуми, находящиеся в данное время на испытании, которое я опишу в следующей главе. Эти изображения расставлены, как статуи, по стенам и являются совершенным изображением этих учеников. Впрочем, невозможно, чтобы они были видимы физическому глазу, так как низший тип материи, входящий в их состав, эфирный.

Неподалеку от моста есть маленький храм с башенками, напоминающими Бирманские; некоторые деревенские жители приносят туда цветы и плоды, сжигают камфару и читают Панча-Силу. Грубая и неровная дорога ведет вниз долины вдоль ручья. Из каждого из домов Учителей можно видеть и дом стоящий напротив; оба они расположены выше моста, но сомнительно, можно ли видеть с него оба дома, так как ущелье загибается. Если мы пойдем по тропинке мимо дома Учителя Кут Хуми, то она приведет нас к большому каменному столбу, за которым дом исчезает из виду, так как ущелье загибается. На некотором расстоянии дальше ущелье открывается на плоскогорье, на котором есть озеро; предание говорит, что в нем купалась Е.П. и находила его очень холодным. Долина защищена и открывается к югу, хотя окружающая местность зимой покрыта снегом, но я не помню, чтобы видел его возле домов Учителей. Дома эти каменные, крепкие и тяжеловесные.

Дом Учителя Кут Хуми делится на две части, отделенные друг от друга коридором. При входе в этот коридор первая дверь направо ведет в главную комнату дома, в которой сидит Учитель. Она большая и высокая (около 30 на 50 футов), скорее похожа на зал, чем на комнату, и занимает весь фасад дома по эту сторону коридора. За этой большой комнатой находится две почти квадратные комнаты: одной из них Он пользуется как библиотекой, а другая - спальня. Этим заканчивается эта сторона дома, повидимому, предназначенная для личного пользования Учителя, и она окружена широкой верандой. Другая сторона дома, по левую сторону коридора, по-видимому, разделена на много небольших комнат и различных служебных помещений, но у нас не было случая близко познакомиться с ними.

Большая комната щедро снабжена окнами с обеих сторон. Так что при входе получается впечатление почти сплошного вида наружу; под окнами расположено длинное сидение. В комнате есть также вещь, несколько необычная для данной страны, - большой камин посреди стены, противоположной окнам фасада. Камин этот устроен так, чтобы обогревать все три комнаты, и над ним любопытный колпак из кованого железа, как мне сказали, единственный в Тибете. Над очагом надкаминная доска, а рядом стоит кресло Учителя из старинного резного дерева, изогнутое для удобства сидящего так, что на нем не требуется подушек. По комнате расставлены столы и диваны, или кушетки, большинство без спинок, а в одном из углов клавиатура органа Учителя. Потолок на высоте футов в двадцать очень красив, со многими тонко резными балками, декоративно спускающимися в месте пересечения и разделяющими потолок на продолговатые кессоны. Арка со столбом посредине в стиле, близком к готическому, но без стекла, ведет в библиотеку. Подобный же проем открывается в спальню. Там находится обыкновенная постель, подвешенная, как гамак, между двумя резными деревянными стойками, прикрепленными к стенам (одна из них изображает голову льва, а другая - слона). Сама постель, когда ею не пользуются, складывается к стене.

Библиотека - это красивая комната с тысячью томов. От стен идут высокие книжные полки, наполненные книгами на разных языках. Большинство из них - современные европейские произведения. Наверху же открытые полки для манускриптов. Учитель - большой лингвист и, помимо хорошего знания английского, основательно знает французский и немецкий языки. В библиотеке стоит и пишущая машинка - подарок одного из учеников.

Я мало знаю о семье Учителя. Там есть дама, которую он называет "сестрой". Я не знаю, действительно ли она сестра ему; может быть, это двоюродная сестра или племянница. На вид она гораздо старше его. Но это не устраняет возможности родства, так как Он давно уже кажется неизменного возраста. Она несколько похожа на Него, и раз или два, когда там бывали собрания, она присоединялась к обществу. По-видимому, ее главная работа - присматривать за хозяйством и управлять слугами. Среди последних есть старик с женой, давно находящийся на службе у Учителя. Они ничего не знают об истинном положении своего нанимателя, но смотрят на Него как на снисходительного и ласкового хозяина, и естественно, что они получают большую пользу от того, что служат Ему.

У Учителя есть свой собственный большой сад. У Него есть также некоторое количество земли и рабочие, возделывающие ее. Возле дома цветущие кустарники и массы свободно растущих цветов, среди которых есть и папоротники. Через сад протекает ручеек с маленьким водопадом, через который перекинут крошечный мостик. Здесь Он часто сидит, посылая людям потоки мыслей и благословения. Случайному наблюдателю показалось бы без сомнения, что Он праздно сидит, наблюдая природу и беспечно прислушивается к пению птиц и к плеску и падению воды. Иногда Он сидит в своем большом кресле, и, когда Его близкие видят его там, они знают, что ему нельзя мешать; они не знают в точности, что Он делает, но они предполагают, что Он находится в состоянии Самадхи. Тот факт, что жители Востока понимают этот вид медитации и уважают его, является, быть может, одной из причин, почему Адепты предпочитают жить на Востоке, а не на Западе.

Таким образом, у нас создается впечатление, что большую часть дня Учитель сидит и, как мы сказали бы, медитирует; у него много и другой работы. У Него есть музыкальные сочинения, Он пишет ноты и статьи для разных целей. Он также весьма интересуется развитием физических наук, хотя это является, главным образом, специальностью других Великих Учителей Мудрости.

Время от времени Учитель Кут Хуми выезжает на большой гнедой лошади, и иногда, когда у Них есть совместная работа, Его сопровождает Учитель Мория, который ездит на великолепном белом коне. Наш Учитель регулярно посещает некоторые из монастырей. Изредка предпринимает одинокую поездку в уединенный монастырь на холмах. Поездки по делам являются, как будто, Его главным физическим упражнением, но иногда Он гуляет с Учителем Джуал Кхулом, живущим совсем неподалеку от большого утеса, с которого открывается вид на озеро.

Иногда наш Учитель играет на органе, находящемся в большой комнате Его дома. Орган этот сделан в Тибете под Его руководством и представляет собой комбинацию фортепиано и органа с клавиатурой, которая применяется у нас на Западе. На нем Учитель может исполнять всю западную музыку. Орган этот, однако, не похож ни на один из известных мне инструментов, потому что он как бы двусторонний и играть на нем можно и из гостиной, и из кабинета. Главная клавиатура (или скорее три клавиатуры - большой орган, экспрессив и речитатив экспрессив хоры) находится в гостиной, а фортепианная клавиатура - в кабинете. Этими клавиатурами можно пользоваться вместе и отдельно. На всем органе с педалями можно играть из гостиной, а если повернуть ручку, соответствующую задерживающему регистру, то механизм фортепиано может быть соединен с органом и оба могут играть одновременно.

На той клавиатуре, которая находится в кабинете, можно играть на фортепиано, как на обыкновенном инструменте, совершенно отделив его от органа, но посредством какого-то сложного механизма с этой клавиатурой можно соединить и хора органа, так что на нем можно играть и как на обыкновенном фортепиано, но в сопровождении органного хора, или, во всяком случае, с некоторыми регистрами органа. Возможно также, как я говорил, совершенно отделить эти два инструмента, и, имея по музыканту на каждой клавиатуре, исполнять дуэт фортепиано с органом. Механизм и трубы этого странного инструмента почти целиком занимают то, что можно назвать верхним этажом дома Учителя. Посредством магнетизма Он привел его в связь с Гандхарвами, или Дэвами музыки, так что они помогают Ему, когда Он играет, и таким образом Он получает комбинации звуков, никогда не слыханные на физическом плане, причем получается эффект музыки, производимый самим органом, как бы с аккомпанементом струнных и духовых инструментов.

В мире всегда поется песня Дэв (Ангелов), она всегда звучит в умах человека, но люди не прислушиваются к ее красоте. Глухой рокот моря, вздох ветра в деревьях, грохот горного потока, музыка ручья, реки, водопада, которые, смешавшись с другими звуками, образуют могучую песнь жизни природы, но она лишь эхо в физическом мире гораздо более великого звучания, Бытия Дэв. Как сказано в "Свете на Пути": "Только отзвуки великой песни жизни достигнут твоего слуха, пока ты все еще человек. Но если ты будешь прислушиваться к ней так, чтобы ни одна из ее мелодий не потерялась для тебя, и будешь стремиться познать от нее глубокий смысл окружающей тебя тайны, тогда ты сделаешься своим собственным Учителем. Ибо как индивидуальное имеет голос, так имеет голос и то, в чем индивидуальное существует. Сама жизнь ведет свою речь и никогда не замолкнет. И люди, уши которых не слышат, ошибаются, что голос ее - это песня. Узнай от нее, что ты гармония, научись от нее повиноваться."

Каждое утро несколько человек (это не ученики, но последователи Его) приходят к дому Учителя и сидят на веранде и возле нее. Иногда Он ведет с ними небольшую беседу вроде маленькой лекции; но чаще Он занят своей работой и не уделает им много внимания, кроме ласковой улыбки, и они, по-видимому, одинаково удовлетворяются этим. Очевидно, что они приходят с целью посидеть в Его ауре и выразить Ему свое почтение. Иногда Он принимает пищу в их присутствии, сидя на веранде, окруженный толпой этих тибетцев, сидящих на земле со скрещенными ногами, но обычно Он один за столом в своей комнате. Возможно, что Он соблюдает правило Буддийских монахов и не употребляет пищи после полудня; я не помню, чтобы видел Его вкушающим пищу вечером; возможно даже, что Он и не каждый день нуждается в пище. Весьма возможно и то, что, чувствуя склонность к принятию пищи, Он заказывает то, что Ему нравится, и не ест в определенное время. Я видел, как Он ел круглые маленькие булочки, коричневые, сладкие. Они делаются из пшеницы, масла и сахара; печет их Его сестра. Ест Он также керри и рис (керри - это нечто вроде супа, похожего на дхаль). Он пользуется при этом ложкой со слоном на конце рукоятки; углубленная часть ложки прикреплена к рукоятке под необычным углом. Это фамильное наследство, очень древнее и представляющее большую ценность. Он обычно носит белые одеяния, и я не помню, чтобы видел на Нем какой-либо головной убор, за исключением тех редких случаев, когда Он надевает желтое одеяние секты, или клана Гелукпа, с шапочкой в виде римского шлема.

Дом Учитель Мория расположен на противоположном склоне долины, но гораздо ниже. Он построен совершенно в ином плане, в нем, по крайней мере, две двери, и по фасаду, выходящему на дорогу, на уровне каждого фасада устроено по веранде, почти целиком застекленные. Общий план и устройство жизни Учителя Мория почти такие же, как мы это описывали у Учителя Кут Хуми.

Если мы пойдем по дороге с левой стороны ручья, постепенно поднимаясь по склону, то мы пройдем справа от дома и территории Учителя Кут Хуми, а дальше вверх по холму мы найдем с той же стороны дороги маленькую хижину, которую тот, кто стал теперь Учителем Джуал Кхулом, построил своими руками в дни своего ученичества для того, чтобы свое местопребывание расположить совсем близко от своего Учителя. В этой хижине висит нечто вроде дощечки, на которой, по его просьбе, один из английских учеников Учителя Кут Хуми запечатлел внутренний вид большой комнаты в доме Учителя Кут Хуми с фигурами различных Учителей и учеников. Это было сделано в память особенно счастливого вечера в доме Учителя.

Обратимся к внешности этих Великих: она до некоторой степени различается в зависимости от Луча, или типа, к которому принадлежит каждый из них. Выдающейся чертой Первого Луча является сила, и рожденные на нем - это цари, правители мира, прежде всего внутреннего и духовного мира, но также и на физическом плане. Каждый человек, обладающий в необычайной степени качествами, позволяющими ему господствовать над людьми и легко направлять их на желаемый путь, весьма возможно, принадлежит к числу людей Первого Луча или такого, который близок к нему.

Такова царственная фигура Господа Вайвасвата Ману, Правителя Пятой Коренной Расы. Он имеет шесть футов восемь дюймов роста и сложен весьма пропорционально. Он является представителем нашей расы, ее прототипом, и каждый член этой Расы непосредственно происходит от него. У Ману лицо поразительной силы, с орлиным носом, с пышной и струящейся каштановой бородой и карими глазами, с великолепной львиной головой. "Он высок, - говорит Президент, - и царственно величествен, глаза Его зорки, как у орла, темные с золотыми искорками".

В настоящее время Он живет в Гималайских горах, далеко от дома Своего Великого Брата Господа Майтрейи.

Такова же фигура Учителя Мория, заместителя и Учителя Вайвасвата Ману, будущего Ману Шестой Коренной Расы. Он царственный Раждпут по рождению; у Него темная раздвоенная борода, темные, почти черные волосы, падающие на плечи, темные проницательные глаза, полные силы. Он шести футов шести дюймов росту и держится, как солдат; говорит краткими, четкими фразами, как тот, кто привык, чтобы Ему повиновались. Его присутствие дает ощущение захватывающей власти и силы; в нем величавое достоинство, внушающее глубочайшее уважение.

Е.П.Блаватская часто рассказывала нам, как она встречала Учителя Мория в Лондоне в Гайдпарке в 1851 году, когда Он приехал туда вместе с другими индусскими князьями на первую великую Международную Выставку. Странно, что тогда же увидел Его и я, не зная этого , будучи четырехлетним ребенком. Я помню, что меня взяли посмотреть на пышную процессию, в которой между другими чудесами выступал отряд богато убранных всадников - индусов. Это были великолепные всадники, ехавшие на прекраснейших в мире лошадях, и вполне естественно, что мой детский взор с восхищением устремился на них и что они были для меня, пожалуй, красивейшей частью этого чудесного, сказочного зрелища. Когда я, держась за руку отца, смотрел, как они проезжали, один из самых рослых моих героев устремил свои сверкающие глаза, что почти испугало меня и в то же время наполнило неописуемым счастьем и восторгом. Он проехал вместе с другими, и больше я его не видел, но часто в моей памяти всплывало видение этих сверкающих глаз.

Конечно, тогда я не знал, кто это был, и никогда бы не узнал этого, если бы не милостивое замечание, которое Он сделал мне много лет спустя. Говоря однажды в его присутствии о ранних днях существования Общества, я случайно сказал, что я имел привилегию видеть Его в материализованном виде тогда, когда по какому-то случаю Он пришел в комнату Е.П. Блаватской в Аднаре, для того чтобы придать ей сил и дать некоторые указания. Тогда Он, занятый разговорами с некоторым другими Адептами, резко обернулся ко мне и сказал: "Нет, это было не в первый раз. Разве вы не помните, как маленьким ребенком смотрели на проезжих индусских всадников в Гайд-парке, разве вы не видели, как даже и тогда я выделил вас?" Конечно, я моментально вспомнил и сказал: "О, Учитель, так это были Вы? Но я должен был знать это." Я не причисляю этого факта к встречам с Учителем и разговорам с Ним в физическом теле, потому что тогда я не понимал происходящего и воспоминаниям маленького ребенка можно не доверять и не считаться с ними.

Еще такая же царственная фигура - это Господь Чакшума Ману, Ману Четвертой Коренной Расы, китаец по рождению весьма высокой касты. У Него выдающиеся монгольские скулы, и лицо его как будто тонко вырезано из старой слоновой кости. Обычно он носит великолепные одеяния из развевающейся золотистой ткани. В нашей регулярной работе мы не имеем контактов с Ним, за исключением тех случаев, когда приходится иметь дело с учениками из Его коренной Расы.

Самое заметное действие личностей нашего Господа Бодхисаттвы, Мирового Учителя и Учителя Кут Хуми, Его главного заместителя, - это излучение из всеобъемлющей Любви. Господь Майтрейя облечен в настоящее время в тело кельтской расы, но тогда, когда Он выступит в мир, чтобы учить людей, он воспользуется телом, приготовленным для Него одним из Его учеников. У Него невыразимо прекрасное лицо, сильное и нежное, с пышными волосами, как червонное золото, струящимися по Его плечам. Борода Его заострена, как на некоторых из старых портретов, и глаза Его удивительного фиолетового цвета, как два цветка - близнеца, как звезды, как глубокие священные пруды, наполненные водами вечного мира. Улыбка Его несказанно ярка, и Его окружает ослепительный свет, смешанный с тем чудесным розовым сиянием, который всегда исходит от Господа Любви.

Мы можем представлять Его сидящим в большой передней комнате в Его доме в Гималаях, в комнате со многими окнами, выходящими в сад, а далеко внизу развертываются индийские равнины. Или можем видеть Его в развевающемся белом одеянии с широкой золотой каймой гуляющим в саду в вечерней прохладе среди прекрасных цветов, аромат которых наполняет окружающий воздух сладким обильным благоуханием. Безмерно чудесен наш Святой Господь Христос, неописуемо чудесен, ибо через Него протекает любовь, утешающая миллионы существ, и голос Его говорит так, как никогда не говорит человек, говорит слова учения, несущего мир и ангелам, и людям. Пройдет много лет, и те, которые теперь пребывают во мраке земного пути, услышат этот голос и почувствуют эту любовь. Но подготовимся и мы, чтобы принять Его, когда Он придет, и дать Ему достойный привет и верное служение.

Учитель Кут Хуми носит тело Кашмирского Брамина, и цвет кожи Его так же светел, как у обыкновенного англичанина. И у Него струящиеся волосы, и глаза Его голубые и полные радости и любви. Волосы и борода у Него каштановые, а когда попадает на них солнце, они блестят золотыми искорками. Его трудно описать, потому что улыбка постоянно меняет Его выражение. Тонкий нос и большие глаза прекрасного голубого цвета. Подобно Великому Господу, и Он также Учитель и Священнослужитель, и через много веков он сменит Его в Его высоком звании, примет скипетр Мирового Учителя и станет Бодхисаттвой Коренной Расы.

Маха Чохан представляет из себя тип государственного человека, великого организатора, хотя у Него также много военных качеств. Он облечен в индусское тело, высок и худощав, с редким четко очерченным профилем и без волос на лице. Лицо Его скорей сурово, с крепким квадратным подбородком; у Него глубокие, проницательные глаза, говорит Он несколько отрывисто, как военные. Обычно Он носит индусское одеяние и большой тюрбан.

Учитель граф Сен-Жермен во многом похож на Него. Хотя Он и не особенно высок, но держится прямо и по-военному. Он полон утонченной вежливости и достоинства вельможи восемнадцатого века; мы сразу чувствуем, что Он принадлежит к древнему аристократическому роду. У Него большие карие глаза, полные нежности и юмора, хотя в них есть проблеск силы; великолепие Его персоны принуждает людей подчиняться Ему. Лицо Его смугло-оливкового цвета, Его коротко остриженные каштановые волосы с пробором посредине и зачесаны назад; у Него короткая остроконечная борода. Он носит темный мундир с обшлагами из золотого кружева, великолепный военный плащ, и это подчеркивает Его военную наружность. Обычно Он пребывает в старом замке в Восточной части Европы, который уже много веков принадлежит Его роду.

Учитель Серапис высок, со светлым цветом лица. По рождению Он грек, у Него весьма отличительное аскетическое лицо, несколько похожее на покойного кардинала Ньюмена.

Венецианский Чохан, пожалуй, красивейший из всех членов Братства. Он очень высок - около шести футов пяти дюймов, у него струящаяся борода и золотые волосы, несколько похожие на волосы Ману, голубые глаза. Хотя Он родился в Венеции, семья Его несомненно имеет в жилах кровь готтов, потому что Он определенно принадлежит к этому типу.

Учитель Илларион - грек, и, за исключением слегка орлиного носа, Он древнегреческого типа. У Него низкий и широкий лоб. И Он также удивительно красив и имеет вид, пожалуй, более молодой, чем прочие Адепты.

Тот, кто некогда был учеником Иисусом, носит теперь сирийское тело. У Него темная кожа, темные глаза и черная борода араба. Обыкновенно Он носит белые одежды и тюрбан. Он Учитель набожных людей, и основная нота Его сущности - это интенсивная чистота и огневой тип преданности, не терпящий препятствий. Живет Он среди друзей в горах Ливана.

Двое из тех Великих, с которыми мы приходили в соприкосновение, отличаются от того типа, который, по предыдущим описаниям, мы могли бы назвать типом физического тела Адептов. Один из Них - это тот, о котором неоднократно писал полковник Олькотт и которому в книге "Человек, откуда, как и куда" дано имя Юпитера. Он меньше ростом, чем большинство членов Братства, и Он единственный из Них, насколько мне известно, у кого волосы с проседью. Он держится прямо и двигается очень быстро и с военной точностью. Он владеет землями, и когда я посещал Его и Субба-Роу, несколько раз видел, как Он вел дела с мужчинами, казавшимися приказчиками, приносившими отчеты и получавшими указания.

Другой - это Учитель Джуал Кхул, и теперь носящий то же тело, в котором Он достиг степени Адепта всего несколько лет тому назад. Быть может, поэтому не оказалось возможным сделать это тело совершенным воспроизведением Авгоэйда. Лицо Его определенно тибетского типа с выдающимися скулами, порой суровой внешности, носит следы пожилого возраста.

Иногда Адепт для какой-либо особой цели нуждается в теле, которым Он мог бы временно пользоваться в мирской суете. Так будет при пришествии Мирового Учителя, и нам говорят, что тогда появятся и несколько других Адептов, для того чтобы работать в качестве Его заместителей и помогать Ему в Его великой работе для человечества. Большинство этих Великих последует примеру своего Главы и временно заимствует тела своих учеников, поэтому необходимо, чтобы некоторое число таких проводников было готово для Их пользования. Изучающие Теософию спрашивают иногда, почему Адепты, уже имеющие физические тела, нуждаются для этого случая в других. Те, которые по достижении уровня Адепта добровольно ставят себе задачу остаться в мире и непосредственно помогать эволюции своего собственного человечества, находят удобным для своей работы удерживать физические тела. Но, для того чтобы соответствовать Их целям, тела эти должны быть необыкновенными, они не только должны быть абсолютно здоровыми, но они должны быть совершенным выражением той части Эго, которая может проявиться и на физическом плане.

Создание такого тела - нелегкая задача. Когда Эго обыкновенного человека спускается к своему младенческому телу, то оно находит его на попечении искусственного элементаля, созданного в соответствии с кармой человека. Этот элементаль занят деятельным построением той формы, которая вскоре должна родиться во внешнем мире; он остается после рождения и продолжает обычно этот процесс формирования, пока тело не достигнет шести или семи лет. В течение этого периода Эго постепенно приходит в более тесное соприкосновение со своими новыми проводниками, эмоциональными, ментальными и физическими, и привыкает к ним; работа же самого Эго до тех пор, пока не удалится элементаль, в большинстве случаев незначительна. Конечно, Оно связано с телом, но обыкновенно обращает на него очень мало внимания, предпочитает ждать, пока тело достигнет той степени, когда оно будет более отвечать на Его усилия.

С Адептом происходит совсем по-другому. Так как тут не приходится изживать дурную карму, то нет работы и искусственному элементалю, и только само Эго с самого начала заботится о развитии тела, ограниченного лишь наследственностью. Это позволяет создать более утонченный и нежный инструмент, но это также доставляет более забот Эго и на несколько лет захватывает значительную часть его времени и энергии. Вследствие этого и, без сомнения, по другим причинам Адепт не желает повторять этот процесс чаще, чем это крайне необходимо, и поэтому Он заставляет свое физическое тело держаться по возможности долго. Наши тела стареют и умирают по разным причинам: по наследственной слабости, болезням, несчастным случаям, самопотаканию, от забот и переутомления. У Адепта нет ни одной из этих причин, и, кроме того, мы должны помнить, что тело Его подходит для работы и выносливо неизмеримо больше, чем тело обыкновенного человека.

Так как тела Адептов таковы, как мы их описали, то обычно они могут обладать ими долее, чем это может обыкновенный человек, и, по исследовании, мы знаем, что возраст их тел всегда гораздо больше, чем это можно предполагать. Так например, Учитель Мория кажется человеком в полном расцвете жизни - лет тридцати пяти или сорока. Но многие из историй, которые рассказывают нам о Нем Его ученики, обличают возраст в четыре или пять раз больше, и сама Е.П.Блаватская говорила, что, когда Она впервые увидела Его в детстве, то Он показался ей точно таким, как теперь. Учитель Кут Хуми на вид такого же возраста, как и Его постоянный друг и товарищ Учитель Мория, но, однако говорят, что Он получил университетскую степень в Европе как раз в половине прошлого века, так что теперь Ему, наверное, около ста лет. В настоящее время мы не можем узнать границы этой долговечности, но есть свидетельства о том, что семьдесят лет Псалмопевца легко могут быть более чем удвоены.

Тело, подготовленное для высшей работы, будет неизбежно сенситивным, и поэтому оно требует тщательного ухода, если хотят, чтобы оно всегда было в наилучшем виде. Оно износилось бы так же, как и наши тела, если бы было подвержено постоянным токам чуждых вибраций. Поэтому Великие обычно живут в сравнительном уединении и очень редко появляются в том ураганном хаосе, который мы называем повседневной жизнью. Если бы Им пришлось ввести свои тела в тот вихрь любопытства и горячих эмоций, который, вероятно, будет окружать Мирового Учителя, когда Он придет, то нет сомнений, что жизнь этих тел сильно сократилась бы, и благодаря их крайней чувствительности было бы много ненужных страданий. Временно занимая тело ученика, Адепт избегает всех видов неудобств и в то же время дает неоценимый толчок для эволюции ученика. Он обитает в проводнике только тогда, когда нуждается в нем, для того чтобы прочесть лекцию или излить особую волну благословения. Как только Он сделал то, что желал, Он выходит из тела ученика, и ученик, тем временем ожидавший, снова занимает его, а Адепт возвращается к своему собственному проводнику, чтобы продолжать свою обычную работу на помощь миру. Таким образом, Его нормальная работа весьма мало нарушается, и Он всегда имеет в своем распоряжении тело, посредством которого Он может в случае необходимости содействовать на физическом плане благой миссии Мирового Учителя.

Мы легко можем представить себе, каким образом это подействует на ученика, который был настолько счастлив, что получил возможность одолжить свое тело Великому. Хотя все размеры этого воздействия не поддаются нашим учетам, настроенный подобным влиянием, проводник будет для него настоящей помощью, а не ограничением; пока его тело находится в пользовании, он всегда будет иметь привилегию купаться в чудесном магнетизме Адепта, так как он должен быть под рукой, чтобы взять на себя управление телом, как только Учитель покончит при его помощи со своей задачей.

Этот метод заимствования подходящего тела широко применяется Великими, когда Они полагают за благо сойти к людям при тех условиях, которые имеются в настоящее время в миру. Его употребил Господь Будда Гаутама, когда Он пришел для достижения степени Будды; то же сделал и Господь Майтрейя, когда Он посетил Палестину две тысячи лет тому назад. Единственное известное мне исключение - это когда новый Бодхисаттва принимает пост Мирового Учителя, после того как предшественник Его стал Буддой. Тогда, впервые появляясь на земле как таковой, он рождается обыкновенным образом, как малое дитя. Так сделал наш Господь, теперешний Бодхисаттва, родившись как Кришна в знойных равнинах Индии, для того чтобы Его любили и чтили с такой страстной преданностью, которая едва ли превзойдена и до настоящего времени.

Это временное занятие тела ученика не следует смешивать с постоянным использованием подвинутым существом проводника, подготовленного для него кем-нибудь другим. Последователи нашего Великого основателя Е.П. знают, что когда Она покинула это тело, в котором мы знали Ее, Она вошла в другое, только что оставленное своим первоначальных хозяином. Я не знаю, было ли это тело специально подготовлено для Ее пользования, но мне известны другие примеры, когда это делалось. В таких случаях всегда есть некоторая трудность в том, чтобы приспособить проводник к нуждам и особенностям нового владельца; возможно, что он никогда не становится в совершенстве подходящим одеянием. Эго, желающему воплотиться, представляется на выбор или потратить значительное количество времени наблюдая, за ростом нового проводника, который был бы совершенным выражением, поскольку это возможно на физическом плане, или избегнуть всех этих трудностей, войдя в другое тело; это процесс, который даст достаточно хороший инструмент для обыкновенных целей, но который ни в каком отношении не может исполнять желания своего владельца. Во всех этих случаях ученик, естественно, пламенно желает отдать свое тело Учителю, но очень мало проводников, достаточно чистых, для того чтобы Он мог пользоваться ими.

Часто возникает вопрос, почему Адепт, работа которого почти целиком протекает на высших планах, вообще нуждается в физическом теле. По-настоящему - это не наше дело, но если рассуждать об этом, что не будет считаться непочтительным, то можно сделать несколько предположений. Значительную часть своего времени Адепт изучает потоки влияний. Это чаще всего совершается на высшем ментальном уровне или на еще более высоком плане, но, возможно, иногда приходится направлять эфирные течения, а для манипулирования ими физическое тело, несомненно, представляет преимущество. Затем большинство из виденных мною Учителей имеют учеников или помощников, живущих вблизи от Них на физическом плане, и ради этих учеников необходимо иметь физическое тело. В одном мы можем быть уверены: если Адепт берет на себя заботу о поддержании такого тела, то у Него есть веские основания для этого. Мы достаточно знакомы с Их методами работы, для того чтобы иметь полную уверенность, что Они всегда все делают наилучшим образом и теми способами, которые требуют наименьшей затраты энергии.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

<< Глава I

Глава III >>

Глава IV >>

Назад

Rambler's Top100
Hosted by uCoz