УЧЕНИКИ
Глава V
ПРИНЯТИЕ

ЧАРЛЬЗ ЛЕДБИТЕР. Учителя и Путь.

Хотя принятие ученика Учителем и производит такое большое изменение в жизни первого, с этим фактом связано лишь немного более внешней церемонии, чем с принятием на Испытание. Здесь приводится отчет о принятии некоторых лиц нашей молодежи для сравнения с соответствующим описанием принятия на Испытание в предыдущей главе.

ОПИСАНИЕ ПРИНЯТИЯ

Отправившись, как всегда, к дому Учителя Кут Хуми, мы нашли сидящего там Учителя Мория, занятых серьезным разговором. Конечно, мы постояли некоторое время в стороне, но Учитель подозвал нас со своей милостивой улыбкой, и мы сделали обычное приветствие.

Первый из наших кандидатов, которого Учитель назвал однажды "Вечно пламенеющей звездой Любви", так полон любви к своему Учителю, что смотрит на своего Старшего Брата и чувствует себя с ним совершенно свободно и подомашнему, хотя никогда не говорит с Ним без глубочайшего уважения. Видеть их вместе - поистине прекрасное зрелище. В данном случае наш Учитель ласково улыбнулся ему и сказал: "Решил ли ты окончательно работать под моим руководством и посвятить себя служению человечеству?" Мальчик очень серьезно ответил, что он хочет этого, и Учитель продолжал: "Я очень доволен теми усилиями, которые вы делали, и надеюсь, что вы не ослабите их. Не забывайте в новом качестве того, что я сказал вам несколько месяцев тому назад. Ваша работа и ваше решение позволили мне сократить срок вашего Испытания, и я доволен, что вы избрали кратчайший из путей к прогрессу, - вести с собою других по Пути. Абсолютно бескорыстная любовь - это величайшая сила в мире, но немногие могут сохранить ее в чистоте от исключительности и ревности даже в том случае, если это касается только одного объекта. Ваше движение вперед обязано тому, что вам удалось удержать пылкое горение этого пламени одновременно по отношению к нескольким объектам. Вы много сделали, чтобы развить в себе силу, но вам она нужна в еще большем количестве. Вы должны приобрести способность распознавания и быстроты действия, так чтобы вы видели то, что нужно в надлежащий момент, а не десять минут спустя. Прежде чем вы будете говорить или действовать, обдумайте тщательно, каковы будут последствия этого. Но до сих пор вы поступали чрезвычайно хорошо, и Я очень доволен вами".

Затем Учитель положил свою руку на голову каждому из кандидатов, отдельно говоря: "Принимаю тебя как Моего Чела согласно древнему обряду", Он вовлек каждого поочередно в свою ауру так, что на несколько мгновений ученик исчезал в нем и затем снова появлялся, имея невыразимо счастливый вид и обнаруживая черты Учителя так, как этого никогда не бывало раньше. Когда все это было окончено, Учитель сказал каждому из них: "Благословляю тебя", - и затем обратился ко всем вместе: "Пойдем со мной. Я должен представить вас в новом вашем виде для официального признания и регистрации". Он повел их к МахаЧохану, который зорко посмотрел на них и сказал: "Вы очень молоды. Поздравляю вас с тем, что вы так рано достигли такой ступени. Старайтесь жить соответственно достигнутому вами уровню". Он вписал их имена в нетленный отчет, показав им столбцы против их имен, которые еще осталось заполнить и выразил надежду, что вскоре ему придется делать для них новые записи.

На обратном пути, после посещения Маха-Чохана, Учитель снова привел своих учеников в пещеру Своего дома, и там они увидели, как Он растворил в воздухе те живые образы, которые Он сделал незадолго до того. "Теперь вы действительно все время будете частью Меня, - сказал Он, - и они уже нам не нужны".

* * *

Если бы кто-нибудь наблюдал эту церемонию, обладая зрением каузального тела, то он увидел бы Учителя в виде шара живого огня, состоящего из ряда концентрических цветных оболочек. Его физическое тело и двойники Его на других планах находятся в центре пылающей массы, простирающейся радиусом на много сотен ярдов. Приближаясь к физическому телу Учителя, ученик вступает в этот пылающий шар тонкой материи, и, когда он доходит до физических ног своего Учителя, он оказывается в центре этой великолепной сферы; когда же Учитель, как было описано выше, обнимает неофита, сфера расширяется и охватывает его центральное огненное сердце. Во время всей церемонии Принятия ученик находится в глубине внешнего кольца той огромной ауры. И тогда на несколько мгновений двое становятся одним, и не только аура Учителя действует на ауру ученика, как это было описано выше, но и особые черты, приобретенные учеником, действуют на соответствующие центры в ауре Учителя. И последние вспыхивают в ответ.

Это невыразимое единение Учителя с учеником, начинающееся во время церемонии Принятия, есть постоянное явление , и после того, даже если ученик находится на физическом плане далеко от Учителя, его высшие проводники вибрируют сообща с проводниками его Учителя. Он все время настраивается на Его лад и, таким образом, постепенно становится все более и более подобным своему Учителю, как бы отдаленно ни было это сходство вначале; этим он оказывает миру великую услугу действуя как открытый канал, посредством которого сила Учителя может распределяться на низших планах. Постоянно медитируя о своем Гуру, пламенно стремясь к нему, ученик так действует на свои проводники, что они постоянно открыты Учителю и ждут Его влияния. В любое время они широко охвачены этой идеей, они ожидают слова Учителя, какого-нибудь знака от Него. Они в значительной степени закрыты для низших влияний. Поэтому все высшие проводники ученика, начиная с астрального и выше, подобны чаше или воронке, открытой сверху и закрытой с боков и почти не проницаемой для влияния низшего уровня. Это настраивание ученика продолжается в течение всего периода времени ученичества. Вначале вибрации его на много октав ниже вибраций Учителя, но они одной тональности с ним и постепенно повышаются. Этот процесс может происходить только очень медленно; его нельзя проделать сразу, подобно тому, как штампуется кусок металла, или даже сравнительно быстро, как настраивают скрипку или фортепиано. Все это неодушевленные предметы, в данном же случае формируют живое существо, и для того чтобы жизнь оставалась в сохранности, медленный рост изнутри должен приспособлять форму к внешним влияниям так, как садовник постепенно направляет ветви дерева или хирург соответственными мерами может постепенно выпрямить искалеченную ногу.

Мы знаем, что в течение этого процесса Учитель не отдает все свое внимание каждому отдельному ученику, но действует одновременно на тысячи людей; все время он совершает гораздо более высокую работу, как бы ведет крупную шахматную игру, где фигурами на доске являются нации мира и различные разряды Ангелов и людей. Но результат остается тот же, как если бы Он наблюдал за учеником и не думал ни о чем ином, потому что то внимание, каким он одаривает каждого из сотни, сильнее, чем наше внимание, целиком сосредоточенное на одном существе. Учитель часто предоставляет кому-либо из своих старших учеников эту работу настраивания низших тел, хотя Сам Он пропускает постоянный ток между своими проводниками и проводниками Его ученика. Таким образом, Он делает многое для Своих учеников, которые необязательно знают об этом.

Итак, принятый ученик становится аванпостом в сознании Учителя, как бы его продолжением. Адепт видит, слышит и чувствует через него, так что все, что происходит в присутствии ученика, совершается в присутствии Учителя. Это не значит, что Великий непременно осознает все события в период, когда они происходят, хотя это может быть и так. В то время он может быть погружен в какую-нибудь другую работу, но тем не менее события потом окажутся в его памяти. То, что ученик испытал по отношению к отдельному субъекту, появится в уме Учителя, когда Он обратит свое внимание на этого субъекта наряду с тем, что Он знает Сам.

Когда ученик посылает мысль преданности своему Учителю, то посылаемая им легкая вспышка производит действие подобно открытию большого канала, и тогда происходит огромное излияние любви от Учителя. Если человек посылает мысли преданности тому, кто не Адепт, то мысль эта становится видимой как огненный поток, идущий к объекту преданности; но когда подобная мысль направлена учеником к своему Учителю, то ученик немедленно заливается потоком пламенной любви от Учителя. Сила Адепта всегда изливается наружу и во всех направлениях, подобно солнечному свету; при соприкосновении мысль ученика извлекает на него в данный момент громадный поток этой силы и света. Так совершенна связь между ними, поэтому, если в высших телах ученика происходит серьезное расстройство, то оно действует и на соответствующие тела Учителя. Так как подобные вибрации нарушили бы работу Адепта на высших планах, то, когда случается это несчастье, Он опускает завесу, которая отделяет от Него ученика до тех пор, пока буря не уляжется.

Конечно, для ученика очень печально, когда ему приходится быть отрезанным таким образом, но это полностью результат его поведения, и он может сразу прекратить отделение, как только он овладеет своими мыслями и чувствами. Обыкновенно такое несчастное происшествие не продолжается более сорока восьми часов, но я знал и гораздо худшие случаи, когда контакт не восстанавливался годами и даже до конца воплощения. Но это крайние случаи и весьма редкие, потому что маловероятно, чтобы человек, способный на такое отделение, был вообще принят в качестве ученика. Никто не может быть принятым учеником до тех пор, пока не приобретет привычки обращать свои силы наружу и сосредотачивать свое внимание и силы на других, изливать мысли по-мощи и добрые пожелания на своих собратьев. На практике все заурядные люди обращают свои силы внутрь, на самих себя, и так как они эгоцентричны, то силы их беспорядочно сталкиваются внутри. Но ученик должен вывернуть себя наизнанку и постоянно служить излучая любовь. Таким образом, ученик является человеком, чьи высшие проводники являются воронкой, открытой высшим влияниям от Учителя, в то время как низшие проводники внизу воронки приучены постоянно изливать эти влияния на других. Это делает из него совершенное орудие для использования Учителем, для передачи Его силы на внешние планы.

Если бы Адепт в Тибете пожелал распределить какую-нибудь силу на эфирном уровне в Нью-Йорке, то было бы неэкономно направлять на такое расстояние поток в эфире; Ему пришлось бы перевести свою силу на гораздо более высокие планы до требуемого пункта и затем спустить вниз к этому пункту воронку. Другое подходящее сравнение - это передача электричества с огромным вольтажем непосредственно в данной местности или передача его посредством трансформаторов, которые дают сильный ток и низший вольтаж в то место, где будут пользоваться силой. На просверливание подобной воронки для передачи силы в Нью-Йорк потребовало бы от Адепта потери почти половины всей энергии, потребной для совершения данного дела. Поэтому находящийся в данном месте ученик является бесценным сбере-гающим энергию прибором, и он должен помнить, что самое главное для него - сделать из себя хороший канал, так как это то, что больше всего нужно от него Учителю. Таким образом, с некоторой точки зрения на ученика можно смотреть как на добавочное тело для использования Учителем в том месте, где ученику довелось находиться.

Каждое человеческое тело является в действительности передатчиком для сил внутреннего "Я". В течение многих веков оно приспособлялось к тому, чтобы передавать приказания воли самым экономичным способом. Так например, если мы почему-либо желаем передвинуть руку или опрокинуть стоящий на столе стакан, то довольно легко протянуть руку; возможно также опрокинуть стакан одной лишь силой воли, без физического соприкосновения. Один из самых первых членов Тайного Общества попробовал сделать этот опыт, и это ему удалось, но ценой часа напряженных ежедневных усилий в течение двух лет. Очевидно, что в данном случае гораздо экономнее употребить обыкновенный физический способ.

На более ранних ступенях связи ученика с Учителем первый часто чувствует, что через него изливается большое количество силы, но он не знает, куда она идет; он лишь чувствует, что через него устремляется большая часть живого огня и изливается на его окружение. Если он будет несколько внимательнее, то скоро научится определять направление этой силы, а немного позднее будет в состоянии проследить ее до самых тех людей, на которых она действует и которым помогает. Но сам он не может направлять ее; им пользуются просто как каналом. В то же время, когда Учитель вместо того, чтобы изливать силы в своего ученика и направлять ее определенному человеку на далеком расстоянии, велит ему отыскать этого человека и только тогда посылает через него некоторое количество силы, потому что это сберегает энергию Учителя.

Всюду и везде, когда ученик может сделать часть работы Учителя, последний всегда дает ему силы, и по мере того, как полезность ученика растет, ему в руки дается все больше и больше работы, для того чтобы хотя незначительно уменьшить напряжение Учителя. Мы много думаем, и это совершенно правильно, о той работе, которую мы можем делать здесь, но все, что мы можем вообразить и сделать, есть ничто в сравнении с тем, что Он делает через нас. Через ученика всегда идет легкое излучение, хотя он может и не осознавать этого, но когда посылается необычное количество силы, то ученик ясно почувствует это.

Иногда Учитель посылает определенную весть третьему лицу через своего ученика. Я помню, как однажды мне было сказано передать такую весть одному высоко интеллектуальному члену, которого я не особенно хорошо знал. Я почувствовал некоторое смущение, подходя к нему по этому поводу, но, конечно, я должен был сделать это, и я сказал адресату: "Мой Учитель сказал передать вам эту весть, и я просто делаю то, что мне сказано. Я прекрасно знаю, что не могу представить никаких доказательств, что эта весть идет от Учителя, и я должен предоставить вам самому судить о ее значении. У меня нет иного выхода, как исполнить то, что мне указано."

Конечно, я знал содержание этой вести, потому что я должен был передать ее, и я должен заявить, что это была очень простая и дружеская весть, такая, какую любое дружественное лицо могло передать другому, по-видимому, не имевшая никакого особого значения. Но, очевидно, внешность была обманчива: старый джентльмен, которому я передал ее, казался весьма пораженным и сказал: "Не трудитесь уверять меня, что эта весть от вашего Учителя. Я сразу узнал это по изложению; для Вас было бы абсолютно невозможно знать значение некоторых делаемых Им замечаний". Но я до сих пор не знаю, что он подразумевал под этим.

Другая весьма ценная привилегия, которой наслаждается принятый ученик - это то, что он может приложить свои мысли о чем угодно к мыслям Учителя и сравнить их. Легко можно понять, как часто пользование этой силой будет удерживать мысли учеников в благородном и свободном направлении, как он будет в состоянии постоянно исправлять все ошибки, все искажения и предвзятости или недостаток понимания. Для осуществления этого есть несколько методов: мой собственный заключается в том, чтобы проводить мысли через медитацию и стараться, насколько я могу, достичь сознания Учителя. Когда я достигал возможной в то время для меня высочайшей точки, я внезапно как бы оборачивался и смотрел назад на рассматриваемый вопрос, и сейчас же получал впечатление того, каким он виделся Учителю. Весьма вероятно, что это было далеко не верное впечатление, но, по крайней мере, оно показывало мне, что думал Он по этому поводу, настолько, насколько я был в состоянии проникнуть в его мысли.

Но однако следует позаботиться о том, чтобы не злоупотреблять этой чудесной привилегией. Она дается нам как способность получить подсказку в крайнем случае в вопросах большой трудности или в тех ситуациях, когда мы не имеем достаточного основания для суждения и, тем не менее, должны придти к какому-нибудь решению. Но это ни в коей мере не предназначено для того, чтобы избавить нас от труда мышления, и не должно применяться в решении повседневных вопросов, которые мы вполне компетентны решить самостоятельно.

Кандидат в ученики должен непременно внимательно наблюдать за собою. Если он не получил прямого указания от Учителя или от какого-нибудь старшего ученика относительно конкретных промахов, которых он должен стараться избегать, то лучше всего, если он будет сам следить за ними. И раз он сам определит их или ему скажут о них, он будет неустанно бдительно следить за ними.

Но в то же время его следует остеречь от чрезмерного самоанализа, который ни в коем случае не должен принимать болезненную форму. Самая безопасная линия поведения - это сосредоточить свое внимание на помощи другим; если ум ученика заполнен этими мыслями, то он инстинктивно пойдет по правильному направлению. Желание стать вполне приспособленным для этой работы будет принуждать его сметать с пути все препятствия, и тогда, совершенно не думая о своем развитии, человек увидит, что оно все же совершается.

Никто не ожидает, чтобы ученик не думал ни о чем, кроме Учителя, но предполагается, что образ Учителя всегда будет стоять за его всеми мыслями, будет всегда под рукой, как только понадобится во всех жизненных превратностях. Наши мысли, как и тетива лука, не могут быть постоянно натянутыми. Разумное ослабление и перемена мыслей - это одно из условий ментального здоровья. Но ученик должен тщательно заботиться о том, чтобы в этом отдохновении не было ни тени чего-нибудь нечистого или недоброго; ни на мгновение нельзя допускать таких мыслей, за которые было бы стыдно иметь перед Учителем.

Нет никакого вреда в чтении хорошей повести для развлечения; созданные ею мыслеобразы никак не помешают току мыслей Учителя. Но есть много литературы с дурным направлением, книг, вызывающих в уме нечистые мыслеобразы, рассказов, восхваляющих преступления, сосредоточивающих мысль читателя на самых неприглядных сторонах жизни или живо рисующих сцены ненависти, жестокости; всего такого следует тщательно избегать. Точно так же нет вреда в том, чтобы принимать участие во всех обыкновенных играх или смотреть на играющих, если игра ведется по-хорошему; но грубые и шумные игры, связанные с какой-либо жестокостью, в которых возможен вред для живого, должны быть безусловно исключены.

Ученик должен установить взгляд, что он никогда не должен приходить в уныние от своих неудачных усилий в работе над собой, как бы часто ни повторялись эти неудачи. Сколько бы раз его усилия ни завершались провалом, сколько бы ни было падений на пути, но после тысячного падения остается столько же оснований для того, чтобы встать и идти дальше, сколько и после первого. На физическом плане есть много совершенно невозможных вещей, но в тонких планах мира это вовсе не так. Мы не можем поднять тяжесть весом в тонну без машины, но на высших планах, при настойчивости, можно искоренить тяжесть многих наших несовершенств.

Если мы подумаем, то причины этого станут очевидны. Чтобы поднять тонну, никакая тренировка не даст нам этой способности, потому что наша силовая возможность ограничена. В духовной области за человеком стоит вся божественная сила, из которой он может черпать, и, таким образом, постепенно, путем повторных усилий он может, а впоследствии, конечно, и захочет стать настолько сильным, чтобы преодолеть любое препятствие.

Часто люди говорят: "Я могу справляться с трудностями на физическом плане, но на ментальном и на астральном планах я могу сделать очень мало, это так трудно". Это совсем не так. Они не привыкли думать и работать в этой более тонкой материи и потому они думают, что не могут. Но как только их воля будет направлена на это, то они увидят, что реализация планов последует за указаниями воли так, как это возможно в физическом мире.

Некоторые ученики находят, что им очень помогает в работе талисман или амулет. Это может быть весьма реальной помощью, так как над физической природой приходится работать и обуздывать ее так же, как и ум, и эмоции, а это, без сомнения, труднее всего. Талисман, сильно заряженный магнетизмом для определенной цели кем-либо, кто знает, как это сделать, может оказать неоценимую помощь, как подробно я это объяснил в труде "Скрытая сторона вещей". Многие считают себя стоящими выше подобных вещей и говорят, что им не нужна помощь. Я лично находил эту работу такой трудной, что всегда радовался всякой помощи, какая только предлагалась мне.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

<< Глава I

<< Глава II

<< Глава III

<< Глава IV

Назад

Rambler's Top100
Hosted by uCoz